Изучая культурологию, мы получаем представления о многообразии и самоценности различных культур, учимся ориентироваться в культурной среде современного общества, участвуем в диалоге культур. Понятие культуры обозначает универсальное отношение человека к миру, через которое человек создает мир и самого себя. Каждая культура – это неповторимая Вселенная, созданная определенным отношением человека к миру и к самому себе. Иными словами, изучая различные культуры, мы изучаем не просто книги, соборы или археологические находки, мы открываем для себя иные человеческие миры, в которых люди жили, и чувствовали иначе, чем мы. Постижение иных культур обогащает нас не только новым знанием, но и творческим опытом.
Так, в период становления в единое государство, Россия приобретает новый облик культурного развития, осваивая не только культуру соседствующих стран, но и достаточно далекую от того времени – культуру античности. Это доказывает нам, что культура любого времени всегда актуальна для современности.
Историки давно заметили, что процесс смены раздробленности единым государством – это закономерный итог исторического развития. В период с XV–XVI в. сформировались особые, специфические черты русского национального самосознания.
Во второй половине XV в. Россия становится крупнейшим централизованным государством, призванным оказывать в дальнейшем все более ощутимое влияние на международные отношения. В качестве таковой она должна была как в военно-политическом, так и в культурно-историческом отношении занять свое место в кругу мировых держав.
В конце XV в. в России утверждается технология экстенсивного пашенного земледелия. Следствием выбора между интенсивными и экстенсивными формами экономики в пользу последних стало превращение кратковременного для Западной Европы явления – колонизации и распашки земель – в длительный для истории России процесс.
Выйдя из леса, русские люди стали сельскими, деревенскими, вовлеченными хозяйственно и ментально в состав соседской общины, а через церковь и государство – в жизнь всего этноса. С этим был связан переход от разорванности общества и культуры на две части – крестьян-полуязычников, жителей лесов, хозяйствующих по технологии подсечно-огневого земледелия, с одной стороны, и христианско-православного мира: князей, церкви, горожан, крестьян ополий, анклавов пашенного земледелия, с другой, – в единое российское общество.
В связи с этим крестьянин оказался перед выбором, но не между свободой и зависимостью, как это было в предшествующую эпоху, а между теми, кому он должен был подчиниться – государству, монастырю или вотчиннику. Как полагают некоторые исследования, русские крестьяне предпочитали нести повинности в пользу государства, отстаивая свою относительную свободу, и поэтому стремились жить на черных землях.
Вместе с тем в условиях социально-экологического кризиса государство присвоило неограниченные права по отношению к обществу. Это в значительной степени и предопределило выбор пути социального развития, связанного с переходом общества в мобилизационное состояние, основу которого составляли внеэкономические факторы государственного хозяйствования, экстенсивное использование природных ресурсов, ставка на принудительный труд, внешнеполитическая и колонизация, ставшие, по выражению В.О. Ключевского, стержнем всей истории.
Еще по теме:
Большие сооружения и цели архитектуры
Приблизительно в тот же период в Париже появились два больших сооружения Ле Корбюзье: убежище Армии Спасения (1929-1933) и общежитие для швейцарских студентов в Университетском городке (1931-1933). В обоих зданиях виден новый подход Ле Ко ...
Белгородский
государственный художественный музей
Белгородский государственный художественный музей - один из самых молодых художественных музеев России. Был открыт для посетителей 26 июля 1983 г. Основатель: Михаил Николаевич Добронравов (1904-1979 гг.)
Занимает здание, построенное в 1 ...
Литература эпохи эллинизма
Эллинистическая идеология проявилась уже в новой комедии (историки ее называют новоаттической), столь отличной от комедии Аристофана. Создатель ее Менандр (342–292) отказался вовсе от политических тем, какие составляли главный и единствен ...