Облик современной культуры определяется, прежде всего, усиливающейся интеграцией различных культурных конфигураций в единое культурное целое, которое следует обозначать как «мировая культура». Если исследователи истории культуры, даже в Новое время, опирались, прежде всего, на цивилизационистские концепции и рассматривали влияние культур Европы и США как форму колониального цивилизируюшего воздействия и нормальной культурной диффузии, то современные процессы явно преодолевают эти рамки. Современная культура явно определяется все более интенсивным формированием «мирового сообщества», и, соответственно, «мировой культуры». Панкультурные процессы становятся нашей повседневной реальностью. Темпы модернизации и интенсификации коммуникативных процессов возрастают так, что индивидуальное сознание далеко не всегда в состоянии с этим справится.
Происходит все большее усложнение системы социальных связей и культурной интеграции в пределах всего мира, обеспеченное НТР и приоритетом технических наук в организации социокультурной деятельности современного человека. Локальные социокультурные системы, продолжающие цепляться за собственную социокультурную самобытность, постепенно отказываются от нее либо вынуждены замыкаться в собственном социокультурном пространстве, что становится, со временем, все сложнее.
Миграционные и демографические процессы утратили свой обычно инвазионный характер и стали обыденной ситуацией межкультурных контактов. Коммуникативные процессы глобального характера становятся элементом обыденной культуры современного человека. Качество жизни и достаточный уровень удовлетворения основных потребностей, вкупе с прирастанием населения планеты, высвободили огромное количество потенциальных ресурсов индивидуального и коллективного социокультурного творчества, что привело к резкой активизации индивидуальной культурно-инновативной деятельности, даже на уровне обыденной культуры, даже в только начинающих модернизироваться странах. Социокультурный мир, в котором мы живем сегодня, находится в состоянии «шаткого равновесия», в зависимости от активности индивидуальных и коллективных субъектов самодостаточного культурного творчества. Результатами этого творчества, реализуемого в формах инноваций и комбинаций, становятся, как правило, культурные объекты, упрощающие и оптимизирующие индивидуальное жизнеобеспечение и удовлетворение потребностей в пределах принятых социальных норм, ценностей и технологий с упрощенным включением и активным социальным вниманием к культурным инновациям. Однако в значительной степени возрастает и девиантная социокультурная деятельность, которая пользуется «демократичностью» и внимаем к обереганию ценностного мира личности, характерного для современной культуры. Формы предотвращения социальной и культурной девиации далеко не везде адекватны ее технической и интеллектуальной оснащенности в современном мире. Современная ситуация дошла до того, что выходя из дома, или включая телевизор, или выходя в Интернет мы не знаем: в какой мир мы попадем и вынуждены моментально ориентироваться в этом мире, опираясь на имеющиеся у нас знания и опыт, чтобы не оказаться в нем культурно некомпетентными.
Формирование индивидуального мировоззрения и актуальных технологий социального поведения современного человека уже не требует программной ориентированности и гораздо тяжелее поддается целенаправленному культурному воздействию со стороны социальных институтов и малых групп. Вариабельность форм индивидуального мировоззрения сегодня чрезвычайно велика, а «откат» к традиционным культурно-мировоззренческим формам (прежде всего религиозным и эзотерическим) характерен только для слабо модернизированных сообществ, да и то, в основном, в пределах старших поколений. Возможности целенаправленного воздействия на индивидуальное сознание в модернизированных культурах сегодня чрезвычайно низки и сводятся, в основном, к решению частных вопросов, не имеющих прямого отношения к жизнеобеспечению и удовлетворению основных актуальных для индивида потребностей. Мониторинг социокультурных процессов осуществляется здесь только на уровне решения социально значимых задач, и трансляции минимума содержания культурной традиции. Формирование новых социокультурных идеологий возможно в современном мире только на высоком уровне их вариабельности и в жесткой конкурентной борьбе. Здесь границы мониторинга, в условиях перенасыщенности индивида массовой коммуникацией весьма узки. Основные традиционные ценности человека и форм его социальности (жизнь, семья, любовь и приязнь) несомненно сохранятся и в новом мире, но дополнительные социализующие компоненты необходимо будет жестко отбирать и в плане их содержания, и в формах их трансляции. Ориентация культуры на базовые физиологические и социальные потребности индивидов выглядит, в данном случае, максимально эффективной, что и демонстрирует триумфальное распространение по всему миру существующих сегодня форм массовой культуры.
Еще по теме:
Географические рамки эллинистического мира
В его состав включаются мелкие и крупные по территории государственные образования от Сицилии и Южной Италии на западе до Северо-Западной Индий на востоке, от южных берегов Аральского моря до первых порогов Нила на юге. Иначе говоря, в со ...
Ансамбль Троице-Сергиевой Лавры
Троице-Сергиева Лавра была основана святым преподобным Сергием Радонежским, который первым построил небольшую церковь во имя Троицы. Церковь была сооружена из дерева. Сергий стал жить в этом достаточно глухом месте. Случилось это, по мнен ...
Филиалы Национального музея Республики Башкортостан
Мемориальный дом-музей С.Т.Аксакова.
В небольшом мезонине дома, где жила семья Аксаковых в конце 18 века, в 1984 году была открыта первая небольшая экспозиция, посвященная классику русской литературы Сергею Тимофеевичу Аксакову.
В день ...