В 50-е годы советская литература обогатилась новыми крупными произведениями, в которых более глубоко и правдиво раскрывались процессы, происходящие в жизни советского общества. Большой отклик у читателей получила замечательная поэма А. Твардовского «За далью—даль», удостоенная Ленинской премии, в которой талантливо нарисована панорама жизни страны, показан созидательный труд народа. Много острых жизненных проблем поставлено в романах Г. Николаевой «Битва в пути», Л. Леонова «Русский лес». Большое место в литературе заняли проблемы деревни. Впервые со всей остротой они были поставлены в очерках В. Овечкина «Районные будни», продолжением которых явились его очерки «Трудная весна» и «На переднем крае». Развернувшаяся борьба за подъем сельского хозяйства нашла отражение в рассказах и повестях В. Тендрякова, в романе Н. Бровки «Когда сливаются реки», в «Повести о директоре и главном агрономе» Г. Николаевой и др. Дальнейшее развитие получила тема Великой Отечественной войны («Судьба человека» М. Шолохова, «Балтийское небо» Н. Чуковского), тема Октябрьской революции и гражданской войны («Кровь людская—не водица» М. Стельмаха, «Перекоп» О. Гончара), тема мира («Середина века» В. Луговского, «Голос Азии» М. Турсун-заде и др.).
Героизм советских людей в годы Великой Отечественной войны стал в первые послевоенные годы темой многих спектаклей советских театров («Молодая гвардия» по роману А. Фадеева, «Победители» Б. Чирскова, «Константин Заслонов» А. Мовзона и др.). Все большее внимание театры стали уделять постановке спектаклей, отражающих созидательную деятельность советского народа во всех областях мирного труда («Макар Дубрава», «Калиновая роща» А. Корнейчука, «Кандидат партии» А. Крона, «Великая сила» Б. Ромашова, «Закон чести» А. Штейна, «Поют жаворонки» К. Крапивы, «Начальник станции» П. Мосашвили). Советские театры в ряде сценических постановок срывали маски с поджигателей новой войны, душителей свободы и независимости народов («Голос Америки» Б. Лавренева и др.).
Во многих спектаклях был воплощен образ великого Ленина (некая редакция «Кремлевских курантов» и «Третья патетическая» Н. Погодина в МХАТе, «Вечный источник» Д. Зорина в Московском Малом театре, «Грозовой год» А. Каплера в Ленинградском театре им. Пушкина и к Белорусском театре им. Купавы, «Большой Кирилл» П. Сельвинского в театре им. Вахтангова, «Путеводная звезда» К. Яшена в Узбекском театре им. Хамзы, «Ураган» А. Абдулло и Ш. Киямова в Таджикском театре им. Лахути и др.).
Во второй половине 40-х годов работники кино создали ряд патриотических фильмов, посвященных героическому подвигу советского народа в войне с фашизмом: «Встреча на Эльбе», «Молодая гвардия», «Повесть о настоящем человеке», «Подвиг разведчика» и др. В ряде фильмов советские киномастера создали замечательные образы выдающихся русских ученых, деятелей культуры и искусства, воспитывающие чувство гордости за великий русский парод; «Мичурин», «Академик Иван Павлов», «Мусоргский». Появились удачные картины о жизни советских людей («Возвращение Василия Бортникова», «Сельская учительница»).
С середины 50-х годов, особенно после XX съезда КПСС, киноискусство переживает большой подъем. Выросло число киностудий (в 1958 г. их было 35), они имелись во всех союзных республиках. Быстро растет число художественных фильмов (в 1958 г.—108); расширилась тематика, жанровое разнообразие выпускаемых фильмов. Большое место в тематике художественных фильмов этих лет заняло героическое революционное прошлое, что было связано с празднованием 40-летия Советской власти и 40-летия ВЛКСМ («За власть Советов», «Сорок первый», «Коммунист», «Огненные версты», «Добровольцы», «Трудное счастье»). Несколько фильмов было посвящено светлому образу Ленина («Семья Ульяновых», «Рассказы о Ленине»). Героизм, проявленный советским пародом в годы Великой Отечественной войны, остается постоянной, волнующей темой советского киноискусства. Ряд фильмов создан на эту тему («Бессмертный гарнизон», «Летят журавли», «Красные листья», «Ленинградская симфония» и др.). По центральной темой советского кино является показ нашего современника («Высота», «Наш двор», «Поэма о море», «Разные судьбы», «Весна на Заречной улице», «Дорогой мой человек» и многие другие).
Еще по теме:
Ангел с печальным лицом
Образ Анны Ахматовой в творчестве Модильяни
"Счастье - это ангел с печальным лицом", - писал Модильяни своему другу Полю Александру. Мог ли так сказать о себе Модильяни? Можно ли вообще так сказать о себе? В прочтении Франсуа Б ...
Мотивация социального престижа
На протяжении тысячелетий представители правящих династий и рядовые члены общества формировали собрания социального престижа. Уже в примитивных цивилизациях данная мотивация собирательства прослеживается весьма отчётливо. Описывая обычаи ...
Древнеримский театр
Истоки римского театра С конца VI в. до н. э. Рим стал аристократической республикой во главе с сенатом, состоящим из знатных римских граждан (нобилей). Рост рабства, разорение мелких землевладельцев и ремесленников, обострение классовых ...