В истории первобытного общества выделяют два основных типа производственной деятельности – потребляющее и производящее хозяйство, что в известной степени соответствует библейским преданиям – эдемский и послеэдемский периоды.
На первом этапе люди питались готовыми дарами природы, используя для их получения подручные средства – камни, палки. Постепенно от необработанных орудий человек перешел к изготовлению простейших орудий труда. Совершенствовались приемы обработки камня, вовлекались в производство другие материалы – дерево, кость, кожа и т.д. Менялись в ходе производственной деятельности и сами люди, организация человеческого общества.
Важными моментами в развитии производительных сил явились открытие способа добывания огня, использование лука и стрел, гончарное и ткацкое производство. Но средства труда оставались примитивными и исключали возможность воздействия людей на природу в одиночку. Коллективный труд был способом выживания и базировался на коллективной собственности на средства производства и его продукты. В это время господствовали уравнительные отношения (эгалитет).
Второй этап первобытного способа производства начался с переходом человечества к земледелию и скотоводству. Развитие указанных видов хозяйственной деятельности, а также ремесел привело к общественному разделению труда, что является основой для возникновения операций товарообмена. Это способствовало разложению больших трудовых коллективов на мелкие – семейные, появлению частной собственности на средства производства и результаты труда, а в конечном счете явилось одним из факторов, приведших к образованию государства.
Человек раннего палеолита, или периода дикости, являлся стадным животным. Само изготовление орудий труда было мыслимо только в коллективе, ибо коллектив был хранителем навыков, примитивного производственного опыта, передачи его другим поколениям. Во главе стада стоял вожак – мужчина или женщина. В стаде существовал промискуитет, т.е. неупорядоченные половые отношения, что, возможно, не исключало создания более или менее устойчивых брачных пар или гаремных отношений.
В позднем палеолите прежняя архаичная стадность уступает место более высокой организации общества:
1. От основного стада (точнее, это уже племя) отпочковываются более мелкие группы – роды, способные вести хозяйство самостоятельно. Между этими коллективами поддерживаются производственные связи и родственные отношения.
2. Внутри каждой из этих групп (родов) запрещаются брачные связи – вводится экзогамия (от греч. «экзо» – вне, «гамо» – брак). Одновременно поощряются брачные связи молодых людей с представителями другой родственной группы (рода), т.е. вводится эндогамия (от греч. «эндо» – внутри). Таким образом, формируются крупные устойчивые сообщества родственников – экзогамные роды и эндогамные племена.
3. Внутри рода происходит естественное разделение труда по признаку пола. Одни производственные функции выполняют только мужчины (преимущественно охота, не приносящая стабильного результата), другие – женщины (собирательство, рыбная ловля, гончарное дело, организация лагерного быта и т.п.). Это способствует повышению авторитета женщин в коллективе. Важно и то, что в то время отсутствовало понятие отцовства – дети знали только свою мать. Таким образом, возникает матриархат (от греч. arche – власть, лат. mater – мать).
Еще по теме:
Культурное развитие Руси в IX-XVI вв
Христианство и книжное учение усилили то культурное влияние, которое оказывала на Русь Византия. До принятая христианства это влияние сказывалось главным образом на внешнем обиходе русской жизни. Из Византии к восточным славянам приход ...
История и культура европейского средневековья
Хотя слова «средние века» вызывают в нашей памяти знакомые образы – готические соборы и феодальные замки, рыцари и крестовые походы, могущество римских пап и инквизиция,– дать строгое определение этому понятию не так-то просто. Легко забл ...
Афинский акрополь
Работы на Акрополе начались в 447 году до н.э. в необычайно короткий срок под руководством Фидия вырос замечательный архитектурно-скульптурный ансамбль, поражавший современников и потомков удивительным единством и свободной живописной пла ...