Поиск адекватного метода изучения культуры ведется уже не одно столетие. В различные периоды разные научные дисциплины стремились распространить свои методологические установки на мир культуры. Каждое из получившихся в результате этого описаний культуры было в какой-то (иногда очень значительной) мере соответствующим предмету исследования. Дело здесь, вероятно, состоит в том, что в основу для исследования культуры ставились характеристики предмета той науки, которая предпринимала исследование. Предмет же этот, если и совпадал с культурой, то лишь отчасти. Он не был ей. Чтобы определить методологию собственно культурологического описания и изучения культуры, необходимо обнаружить "последнюю реальность" внутри культуры. Под "последней реальностью" понимается такое явление, которое не было бы продуктом уже свершившегося моделирования-идеализации. В то же время из "последней реальности" должны вытекать и все остальные "вышестоящие" ярусы реальности.
Категория "культура" привлекала и привлекает многих исследователей глубиной своего содержания и эвристической значимостью. Широта охватываемых ею общественных явлений вызывает особью эффект закрепления за этим понятием множества смысловых оттенков, что, в свою очередь, накладывает свой отпечаток на понимание и употребление термина "культура" различными дисциплинами и в различные исторические эпохи. И все же анализ показывает, что объединяющее, движущее начало в становлении культурологии надо искать в богатых традициях европейской истории философии. Это позволяет рассматривать в качестве элемента культурологии как системы знания историческое развитие представлений о культуре - от античных до современных культурологических теорий, концепций, которые можно представить и как относительно самостоятельные направления философской мысли.
В отечественной культурологии доминируют два исследовательских направления. С середины 60-х годов культура рассматривалась как совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеком. Именно такая трактовка нашла отражение во втором издании БСЭ, в философской энциклопедии и других довольно многочисленных публикациях. Обладая большой широтой, этот подход отличается неопределенностью, так как отсутствуют точные критерии того, что же считать ценностями культуры. Аксиологическая интерпретация культуры заключается в вычислении той сферы бытия человека, которую можно назвать миром ценностей. Именно к нему, к этому миру, с точки зрения сторонников этой концепции, и применимо понятие культуры. Оно предстает как величественный итог предшествующей деятельности человека, являющий собою сложную иерархию значимых для конкретного общественного организма духовных и материальных образований.
Сторонники деятельностной концепции усматривают в такой трактовке понятия культуры известную ограниченность. По их мнению, аксиологическая интерпретация замыкает культурные явления в относительно узкой сфере, тогда как "культура . диалектически реализующийся процесс в единстве его объективных и субъективных моментов, предпосылок и результатов". Деятельностный подход к культуре конкретизируется по двум направлениям:
- одно рассматривает культуру в контексте личностного становления (Баллер,Злобин, Коган, Межуев и др.),
- другое - характеризует ее как универсальное свойство общественной жизни (Давидович, Жданов, Каган, Файнбург, Маркарян и др.).
Поиски содержательного определения культуры приводят, таким образом, к пониманию родового способа бытия человека в мире, а именно - к человеческой деятельности как подлинной субстанции человеческой истории. Реализующееся в деятельности единство субъективного и объективного позволяет понимать культуру как "систему внебиологически выработанных механизмов, благодаря которым стимулируется, программируется и реализуется активность людей в обществе" (Э.Маркарян). Другими словами, культура выступает как "способ деятельности" (В. Е.Давидович, Ю.АЖданов), "технологический контекст деятельности" (З.Файнбург), придающей человеческой активности внутреннюю целостность и особого рода направленность, и выступает как способ регуляции, сохранения, воспроизведения и развития всей общественной жизни.
Следует отметить, что деятельностный и аксиологический подходы не исчерпывают собою всего многообразия взглядов на понятие культуры в современной философской литературе. В работах значительного числа авторов нашли отражение основные концепции западной культурологии: структурно-функциональная, семиотическая, концепция культурной антропологии и др.
Попытку, прослеживаемую и в работах Л.Уайта, создать теорию культуры, способную в одном ключе рассматривать как дописьменные, так и письменные культуры, предпринял М.К.Петров. (Одна из его работ, написанная еще в 1974 г., "Язык, знак, культура", вышла в 1991 г.)
Еще по теме:
Функции культуры в обществе
Культура как целостное явление выполняет определенные функции по отношению к обществу.
Адаптационная функция - культура обеспечивает приспособление человека к окружающей среде. Термин адаптация означает приспособление. Животные и растени ...
Описание практического опыта в Зимовниковском районе
На юге Русской равнины привольно раскинулся край Тихого Дона. Широко и спокойно в просторах необозримых степей течет Дон. Недаром зовется он Тихий. И все его дети-реки степные, стремясь подражать степному богатырю, тихо вливают воды свои ...
Историческое развитие представлений о культуре
Упоминание о культуре – о государственных институтах, законах, системе налогов, стихах, о сказаниях, мифах и т. д. – можно обнаружить уже в самых ранних дошедших до нас письменных источниках. Да и сама письменность – феномен человеческой ...