Традиции реалистического искусства наиболее полно развивались во Франции. Начало реалистическому направлению положила пейзажная живопись художников так называемой «Барбизонской школы». Они писали сельские пейзажи. «Обыкновенная природа являлась неисчерпаемым материалом для искусства», - утверждал глава «Барбизонской школы» Теодор Руссо. Реализм стал определяющим методом в творчестве Жюля Дюпре, Диаса де ла Пеньи, К. Труайона, Шарля Добиньи, Камила Коро, Жана Франсуа Милле. Лидером реалистического направления во французской живописи середины XIX в. был Гюсшав Курбе. Демократическое искусство Курбе вызвало немало нападок со стороны официальных кругов вплоть до того, что однажды Наполеон III чуть не ударил одну из картин художника хлыстом. Лучшие картины Курбе «Каменщики», «Похороны в Орлеане» снискали художнику мировую славу.
В Германии самым значительным художником-реалистом был Адольф Менцель. В картине «Железопрокатный завод» он одним из первых обратился к теме труда промышленных рабочих. Его творчество отличала выразительность образов, острое чувство современности.
Среди живописцев второй половины XIX века выделяется своим ярким талантом Эдуард Мане. Он был настоящим певцом света, его изысканных и неповторимых сочетаний и оттенков. Мане первым из французских живописцев передал в картине богатство солнечного освещения. Друзья называли Мане «солнечным художником» и говорили, что его картины - настоящий праздник для глаз. Всю жизнь художник боролся против нападок официальной критики, упорно не желавшей принять его новаторское искусство.
Вокруг Мане объединяется группа молодых художников, ищущих новые пути в искусстве. Весной 1874 г. малоизвестные живописцы, называвшие себя «независимыми», представили публике свои произведения. Но их живопись встретила лишь глумливый смех посетителей, а газеты запестрели заголовками: «Комическая выставка», «Издевательство», «Мазня». За художниками закрепилось название, данное в насмешку ловким журналистом - импрессионисты. Поводом послужило название картины К.Моне «Впечатление. Восход солнца» (впечатление по-французски - impression).
Импрессионизм - направление в искусстве последней трети XIX -начала XX века, представители которого стремились наиболее естественно и непредвзято запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолетные впечатления.
Остроту зрительного впечатления импрессионисты сделали главным критерием своего искусства. Они заметили, что один и тот же пейзаж представляется совсем иным при разном освещении - в солнечный день и в пасмурную погоду, при утреннем и вечернем свете, и поставили перед собой задачу сохранить в картине свежесть непосредственного впечатления. Поэтому импрессионисты писали свои произведения на открытом воздухе, а не в мастерской, как «барбизонцы». Изучая воздействие света в пейзаже, они обнаружили, что черные и глухие тона встречаются в природе лишь тогда, когда предметы недостаточно освещаются, и изгнали черную краску со своей палитры. Стремясь передать в пейзаже трепетное движение воздуха, импрессионисты писали картины мелким подвижным мазком.
Так же, как и «барбизонцы», импрессионисты воспевали родную природу, но, уловив возросшую роль больших городов, первыми стали изображать сцены суетливой и динамичной городской жизни. Сосредоточив все свое внимание на живописной фиксации впечатлений, представители импрессионизма неизбежно пришли к известной ограниченности и одноплановости своего искусства. Тем не менее искусство импрессионистов всегда сохраняло высокую поэтичность и жизнеутверждающий характер образов, а профессиональные достижения этих художников были настолько значительны, что их творческое наследие прочно вошло в сокровищницу мирового искусства.
Весь путь развития импрессионизма связан с творчеством пейзажиста Клода Моне (1840-1926). Никто до него и кроме его ближайших единомышленников Ренуара, Сислея, Писарро не увидел в природе такой лучезарной прозрачности и звучности цвета, такого тонкого взаимодействия красочных тонов, не сумел столь живо передать
Еще по теме:
Эстетика в различных формах Просвещения
Европейское искусство XVIII в. соединяло в себе классицизм и романтизм. Романтизм, возникший в атмосфере, пронизанной идеями Просвещения, революционными событиями, во главу угла ставил воображение, эмоциональность и творческую одухотворен ...
Формирование религиозных представлений
Вопрос о возникновении религии и ее влиянии на развитие общества и искусства вызывает немало споров. Ученые-материалисты обычно заявляют о наличии длительного «безрелигиозного» периода первобытной истории. Идеалисты, наоборот, как отмечал ...
Экспозиция музея посвященная усадьбе
Орловых-Давыдовых
После того как началось массовое разграбление усадьбы графов Орловых-Давыдовых все вещи находившиеся в усадьбе было решено вывезти оттуда. Хотя некоторые предметы попали в самарские музеи краеведческий и художественный, огромная коллекция ...