Со смутным осознанием переходного характера наступавшей эпохи, тревожным ожиданием перемен было связано распространение мистики, оккультизма, популярности экзотических, в том числе восточных, религий.
Такие умонастроения нашли отражение в произведениях многих деятелей искусства и литературы, в поиске новых путей в искусстве, в идейных исканиях. Так, на рубеже XIX и XX вв. возникло направление неоромантизма, которое стремилось к синтезу и переосмыслению прошлого европейской и мировой культуры.
В эпоху неоромантизма, провозвестником которой стал композитор Р.Вагнер, развился литературный символизм. Зародившись во Франции в 60-70-е годы XIX века (Ш.Бодлер, П.Верлен, С.Малларме и др.), символизм захватил и другие виды искусства - театр, живопись, музыку. Главным средством художественного познания считался символ. Сочетание реального и таинственного, общественного и индивидуального, обращение к мифам, поиски мистического откровения и новизны, иносказательность определяли эстетику символизма.
В изобразительном искусстве символизм воплощался пластическими средствами стиля модерн (новый, современный). Стремление создать совершенные синтетические модели наиболее зримо проявилось в архитектуре. Архитектор-творец выступал как универсал. Он создавал свое произведение от начала до конца - от составления проекта до архитектурной отделки и компоновки предметов интерьера. Так достигалось единство стиля. Примером такого синтетического произведения может служить особняк Рябушинского в Москве, созданный архитектором Ф.О.Шехтелем.
В музыкальной культуре неоромантизма ведущее место занимал Р.Вагнер. Позднее поисками в сфере синтетического искусства занимался А.Н.Скрябин (опыты светомузыки, мечты о создании Мистерии - новой формы синтеза искусств).
На рубеже веков начали распространяться новые художественные течения, представители которых отказались от простого воспроизведения видимой поверхности реальных объектов, стремились проникнуть в суть явлений, выразить внутренний мир, характер человека. Поскольку представители этих течений провозглашали себя сторонниками нового, авангардного искусства, они получили объединяющее их название - авангардизм.
Большое влияние на развитие авангардной живописи оказал кубизм. Основателями этого направления считаются французские художники П.Пикассо и Ж.Брак. Отказываясь от свойственной импрессионизму передачи цвета и света, кубисты создавали новые формы многомерной перспективы: разлагая объект на геометрические формы, художники изображали его с самых разных сторон, в том числе и обычно невидимых.
Дальнейшим развитием кубизма стал созданный К.Малевичем супрематизм (от латинского - высший). Мир его картин - вне земного измерения. На белом фоне - символе чистого света - как бы парят геометрические фигуры, лишенные всяких содержательных элементов и улетающие в беспредельный космос.
Абстракционизм и беспредметность - таково конечное, пиковое достижение авангарда в этот период.
Еще по теме:
Процедура, предшествовавшая церковному таинству венчания
Важность замужества в жизни дворянской женщины конца XVIII – первой половины XIX века подчеркивается, на наш взгляд, наличием длительной процедуры, предшествовавшей непосредственному заключению брака во время церковного таинства венчания ...
В. Серов
Более высокой и значительной была в искусстве этого периода роль Валентина Александровича Серова (1865-1911). Ученик Репина, наследник лучших традиций русской реалистической школы, Серов с самого начала своей творческой деятельности высту ...
Стиль и мода. Стилевые направления в моде история и
современность
Этот раздел мы посвятим одежде как одному из видов декоративно-прикладного искусства. Сразу оговоримся, что далеко не всю используемую в быту одежду можно считать искусством. В качестве произведения искусства костюм почти так же сложен, к ...