И с замужеством опять ничего не получилось. Последнее путешествие с герцогом по Средиземному морю было омрачено встречей в Венеции с умирающим Дягилевым, у которого была последняя стадия диабета. Эту болезнь уже лет десять как довольно успешно лечили, но Сергей убежал от докторов, режима и уколов в Венецию. Габриэль пришлось сходить на берег и заниматься похоронами. Из близких на кладбище были только Шанель и Мися, а также секретарь Дягилева Кахно и его танцовщик Лифарь, которые на коленях хотели сопровождать до могилы тело своего кумира.
А Бендор, как за девять лет до того Бой, тоже женился и тоже не на Шанель, а на другой - Лоэлии Мэри, дочери барона Сисонби. Коко категорически не умела выходить замуж. Габриэль приписывают такие слова: «Влюбляясь, я всегда полностью отдавалась своему чувству. Но когда мне приходилось выбирать между мужчиной и моими платьями, я выбирала платья. Я всегда была сильнее своих страстей; работа была для меня наркотиком. Но я сомневаюсь, что стала бы Chanel без помощи мужчин .»
В этих словах правда перемешана с ложью. Если бы она полностью отдавалась чувству, как ее тетя-сестра Адриенна, она бы так же, как та, ждала бы тридцать лет возможности выйти замуж за любимого человека, довольствуясь ролью содержанки. А Коко легко бросила своего первого любовника Бальсана. О, Шанель умела держать себя так, чтобы никто не подумал, что она брошена.
И она выдержала, когда герцог познакомил ее со своей невестой. Не подала виду. Сохранила видимость дружбы. Она освоила британский королевский этикет, свод правил, делающих людей счастливыми даже помимо их воли, почти как моральный кодекс строителей коммунизма, ибо он предусматривает, кроме всего прочего, и то, что, когда о тебя «вытирают ноги», надо уметь делать вид, что ты ничего не замечаешь.
Коко помогло и то, что Великий князь Дмитрий познакомил ее с приехавшим из Голливуда в Европу Семом Голдвином. Тот уговорил ее подписать контракт на миллион долларов. Ее нанимали для подготовки костюмов для грядущих фильмов и не только. Предполагалась, что Шанель будет одевать звезд не только на съемочной площадке, но и в личной жизни. Однако удалось снять только один фильм с костюмами Шанель.
Лишившись английского лорда, не в силах вернуть нищего поэта, она сблизилась с замечательным художником-графиком, карикатуристом и дизайнером Полем Ирибом. Этот человек, как и другие ее любовники, заслуживает отдельного большого рассказа. Скажем только, что он в свое время придумал костюмы для знаменитой танцовщицы Маты Хари. Ириб и Шанель были одногодки. Он тоже поработал в Голливуде художником по костюмам, вернулся. Верность не входила в число его добродетелей, их и не было ни одной, за исключением дьявольского таланта. Поль был не француз, а баск Ирибарнагаре. И при этом его угораздило стать . французским националистом. Возможно, из чувства самосохранения.
Под его влиянием Коко, дважды обиженная британцами, стала «праветь». Они создали совместную коллекцию в цветах французского флага. Трудно сказать, до чего бы это довело их вместе, но Коко снова осталась одна. Ириб ее не бросил, он умер, как Бой. Упал на теннисной площадке и скончался, не приходя в сознание, от сердечного приступа .
Накануне второй мировой к власти пришли как раз «левые». Начались забастовки, бастовали даже швеи Шанель. Она была очень огорчена этим. Поэтому, как только началась вторая в ее жизни война с немцами, Коко сразу закрыла свой дом моделей. Поведение Коко во время войны долго осуждалось французами. Дело в том, что она не то, что не участвовала в Движении сопротивления, не то, что соблюдала нейтралитет. Она «сотрудничала с оккупантами»! Пыталась во время войны под шумок отсудить в свою пользу фирму «Духи Шанель». Но это еще не все, Коко явно не давали покоя лавры Маты Хари, она решила воспользоваться своим знакомством с Уинстоном Черчиллем и стать посредницей в переговорах фашистов с англичанами для заключения сепаратного мира!
В «желтой» прессе периодически появляются заметки о том, что Коко будто бы была любовницей Вальтера Шеленберга. Это глупости. Тридцатилетний Вальтер ей в сыновья годился. Но у шестидесятилетней Шанель действительно было во время войны целых два поклонника среди немецких офицеров, но они все-таки из ее поколения: один - разведчик Ганс Гюнтер фон Динклаге, другой - интендант Теодор Момм. Оба они были во время первой мировой кавалеристами. С их помощью она ездила в 1943 году в Берлин на встречу с Шеленбергом, которая прошла успешно, и в Мадрид на встречу с Черчиллем, которая не состоялась.
Оба немца - и Ганс Гюнтер, и Теодор - после второй мировой войны сохранили с Коко дружеские отношения, равно как и отсидевший всего пять лет в тюрьме Шеленберг, которому Шанель после его освобождения помогала деньгами. Шеленберг прожил на свободе всего год . Умер второй герцог Вестминстерский . Еще в 1943 году не стало Дмитрия Романова. Казалось бы, и Коко давно уже пора честь знать! После войны Шанель основательно и надолго забыли. А она требовала к себе внимания, все должны были ее почитать, слушать, ею восхищаться. Появились другие модельеры, например, Кристиан Диор, который, словно бы возрождая традиции XIX века, сделал женщин похожими на цветы, нарядив их в кринолин, затянув талию и напустив складки на бедра. Шанель посмеивалась: «Мужчина, который не имел ни одной женщины за всю свою жизнь, стремится одеть их так, как если бы сам был женщиной».
Еще по теме:
Василий Дмитриевич Поленов
В. Д. Поленов родился в дворянской семье, где живо интересовались историей, литературой, искусством; учился в Академии художеств и одновременно в Петербургском университете на юридическом факультете. Закончив обучение, молодой художник бы ...
Взгляды Николая Александровича Бердяева
Николай Александрович Бердяев (1874-1948) происходил из аристократической семьи и еще до Октябрьской революции приобрел широкую популярность как социальный мыслитель и публицист, пройдя путь от революционных увлечений, ареста и ссылки, че ...
Искусства и ремесла
Перелом в этой тенденции, сыгравший решающую роль в становлении модерна, был, по сути, делом рук одного человека - Уильяма Морриса (1834-96). Негодуя на безвкусицу массового «ширпотреба», Моррис полагал, что искусства и ремесла неразделим ...