Итак, чтобы разобраться в этом вопросе для начала определим, суть понятий, которые этот вопрос составляют.
Современный энциклопедический словарь [1]:
Массовая Культура, понятие, охватывающее многообразные и разнородные явления культуры 20 в., получившие распространение в связи с научно-технической революцией и постоянным обновлением средств массовой коммуникации. Производство, распространение и потребление продуктов массовой культуры носит индустриально-коммерческий характер. Смысловой диапазон массовой культуры весьма широк - от примитивного китча (ранний комикс, мелодрама, эстрадный шлягер, "мыльная опера") до сложных, содержательно насыщенных форм (некоторые виды рок-музыки, "интеллектуальный" детектив, поп-арт). Для эстетики массовой культуры характерно постоянное балансирование между тривиальным и оригинальным, агрессивным и сентиментальным, вульгарным и изощренным. Актуализируя и опредмечивая ожидания массовой аудитории, массовая культура отвечает ее потребностям в досуге, развлечении, игре, общении, эмоциональной компенсации или разрядке и др.
Культура (от лат . cultura - возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание), исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Понятие "культура" употребляется для характеристики определенных исторических эпох (античная культура), конкретных обществ, народностей и наций (культура майя), а также специфических сфер деятельности или жизни (культура труда, политическая культура, художественная культура); в более узком смысле - сфера духовной жизни людей. Включает в себя предметные результаты деятельности людей (машины, сооружения, результаты познания, произведения искусства, нормы морали и права и т. д.), а также человеческие силы и способности, реализуемые в деятельности (знания, умения, навыки, уровень интеллекта, нравственного и эстетического развития, мировоззрение, способы и формы общения людей).
Парадокс (от гре . paradoxos - неожиданный, странный), 1) неожиданное, непривычное, расходящееся с традицией утверждение, рассуждение или вывод. 2) В логике - противоречие, полученное в результате логически формально правильного рассуждения, приводящее к взаимно противоречащим заключениям.
Из определения словосочетания «массовая культура*» следует, что:
1. этот термин появился в 20 веке.
2. развитая инфраструктура и доступность средств массовой информации - предпосылки возникновения м.к. как явления.
3. смысловой диапазон понятия, хотя и широк, но все же имеет много больше ограничений, нежели культура вообще (подробнее рассмотрим этот пункт ниже).
4. ориентир на массы, а значит и общедоступность м.к. ведет к достаточно низкому уровню м.к. как культуры.
С понятиями темы все ясно, теперь давайте, объясним себе, чего от нас требует вопрос темы, и разберем его.
У каждого общества есть своя культура. Эта культура делится на субкультуры. М.к., на мой взгляд, как раз является субкультурой.
Вопрос же я понимаю так: существует культура общая, ее частью является субкультура, «м.к.», нормы, традиции и ценности которой противоречат соответствующим пунктам «основной культуры». Основной, я назвала ту культуру, о которой думает каждый из нас, услышав само это слово. Определение современного словаря даже содержит синонимы: воспитание, образование, развитие. Когда мы говорим, человек ведет себя культурно {1}, то подразумеваем интеллигентно, а интеллигенты{2} – это интеллектуалы {3}, вот так и приходим к выводу, что речь идет о людях, чей уровень умственного развития достиг больших вершин, к тому же обычно интеллигентам свойственен высокий духовный уровень.
Итак, основные отличия «массовой культуры» от «основной культуры» состоят в разнице типов деятельности, а так же в широте заинтересованной аудитории.
Доступность какой-либо информации широкому кругу людей достигается в случаи использования простых способов выражения. Есть такая фраза: «народ требует хлеба и зрелищ». Я так понимаю, что для счастья народу нужна пища и организованный досуг. Способ добычи пропитания не диктуется массовой культурой, разве что: работай - получай зарплату - кормись, если говорить подробнее, то эта парадигма{4} у каждого своя. А вот что до проведения досуга, то хотя вариантов большое количество, но они более определенные. Есть то, что их объединят:
1).относительно низкие материальные затраты (в ином случае способ проведения свободного времени будет доступен только материально очень обеспеченным людям, а их в принципе не может быть очень много, значит и массовости не будет)
2).относительно невысокий духовный уровень (так как для достижения высокого уровня духовности необходимо тратить большое количество времени на самосовершенствование, на вникание во все тонкости предмета; для большинства людей свободное время-это время, в течение которого человек расслабляется, и не желает загружать свой мозг информацией, тяжелой в обработке)
Еще по теме:
Белгородский
государственный историко - художественный музей-диорама «Курская битва»
Государственное учреждение культуры. Открыт 4 август густа 1987 г. как муниципальное учреждение культуры, а в 1998 г. преобразован в государственное. Проект здания ния диорамы разработан авторским коллективом института «Белгородгражданпро ...
Пит Мондриан – основатель неопластицизма и его группа «Стиль»
Один из ведущих мастеров беспредметного искусства, основатель школы неопластицизма, нидерландский художник Пит Мондриан (1872—1944) начал свой творческий путь в стенах Государственной академии художеств в Амстердаме. Ранние его работы вып ...
Культура эпохи эллинизма. Философия — научная система Греции
Почти каждое завоевание греческой культуры достигло таких высот, что легло в основание многих сторон европейской культуры в самых различных ее областях. Так произошло и с научным знанием Греции. При всей серьезности научных достижений дру ...