Скульптура малых форм изначально развивается по двум направлениям — как искусство массовых вещей и как искусство неповторимых, единичных произведений.
Это каждый раз зависит от ее назначения. Современная мелкая пластика призвана преодолеть однообразие массового типового интерьера, придать ему индивидуальность.
Внимание к малой пластике и зрителей и художников возрастает с каждым годом.
В современной жизни скульптура воплощает себя большим количеством вещей, дизайнерских, кинетических, игровых и откровенно пользовательских.
Мелкая пластика после длительного времени, когда эпитетом ее чаще всего было обидное для искусства слово «массовка», когда протокольно-натуралистические тенденции были нормой, приобрела значение художественного явления. Все виды изобразительного творчества едины в основе своей природы, многомерны и многоплановы.
Рафаэль занимался орнаментами, Рубенс — картонами для гобеленов, Матисс и Воронихин создавали мебель, Врубель увлекался керамикой, Сомов и Матвеев — фарфором, Мухина — стеклом. Поэтому и не стоит жестко ограничивать рамки скульптуры малых форм.
Рассматривая историю, формирование стиля 1920-1930-х годов, в послевоенный период, был принят взгляд на малые формы как на разновидность декоративно-прикладного искусства второстепенного или просто как ремесла из области промышленного производства.
Этот вид искусства в это время стали притягивать к станковому, требовать от него той же сюжетности, тематичности, скульптура малых форм начала копировать «большое» искусство.
Но то, что в монументах оправданно и уместно: патетика, олицетворение обобщенных понятий мужества, силы, изобилия и т.п., — в скульптуре малых форм превратилось в макет, эскиз. Малая скульптура стала объясняться со зрителем не свойственным ей языком монументальных форм, утрачивая свой собственный.
Она сделалась велеречивой, придуманной. Вместе с помпезно- назидательным стилем в скульптуре малых форм существовало направление натуралистическое оно привело штампу, шаблонности. Шахтера в скульптуре малых форм нельзя было уже представить без отбойного молотка, колхозниц — без буренок. Были, разумеется, и оригинальные произведения. Но массовое направление было базовым.
Вплоть до середины 1960-х существовала ложная в сути своей тенденция сделать из маленькой вещи монумент, еще ощущались протокольно-натуралистические темы.
В книгах о ваянии скульптуре малых форм не отводилось места. Ее считали инородной отраслью, она не занимала исследователей еще и потому, что не являлась в это время интересным фактом искусства.
Круг авторов продолжал складываться в основном из художников, работающих в области народных промыслов и фарфорового производства.
Период осознания скульптуры малых форм как значительного художественного явления мы позволим себе датировать семидесятыми годами еще нет четкого понятия "скульптура малых форм". Однако стало ясно что старых рамках ей уже тесно.
Создается психологическая связь между автором и зрителем, ощущение, что работа сделана для того, кто внимательно ее рассматривает, что к его глазам, его душе, его интеллекту обращены талант и мастерство художника.
В произведениях мелкой пластики раскрываются основные ее свойства, ее интимность, камерность. И ограниченность размеров вовсе не означает ограниченности тем сюжетов.
Её стремительное развитие — в направленности к человеку, к внутреннему, духовному миру людей, характерному для современной культуры. В стремлении внести элемент уникальности в интерьер дома, офиса, особняка.
Еще по теме:
Премии в области искусства и культуры. Музыкальные конкурсы
Международные связи в области музыки имеют давнюю историю. Первые упоминания о культурном обмене в области музыки можно найти еще в античные времена. Известно, что при дворах царствующих особ и высшей знати состояли группы музыкантов. Су ...
Гуманизм Возрождения
Новое мировоззрение, возникшее в эпоху Возрождения, принято называть гуманизмом (от лат. — человеческий, человечный). Отдельные черты гуманизма присутствуют в античной культуре, но возрожденческий гуманизм был объемнее и целостнее. Гумани ...
Место и функции культуры в обществе
При самом общем взгляде на общество видно, что оно совокупность, объединение людей. Это означает, во-первых, что точно так же, как человек с его сознанием и соответствующим поведением принципиально отличен от животного (в том числе и от в ...