Термин культура стал употребляться как самостоятельное понятие лишь с XVIII века, до этого он употреблялся в словосочетаниях, обозначая качество того или иного явления относящегося к неприродной сфере. Например Немецкий правовед и историк Пуфендорф называл культурным человеком, человека подвергшегося воздействию цивилизации, в отличии от человека естественного, природного, то есть собственно дикаря. Этим термином так же обозначали, те формы цивилизации, которые создавались отдельными народами, мы и сейчас используем термин культура, в этом смысле говоря о национальной культуре [4, c. 146].
Слово "культура" происходит от латинского слова colere, что означает культивировать, или возделывать почву. В средние века это слово стало обозначать прогрессивный метод возделывания зерновых, таким образом, возник термин agriculture или искусство земледелия. Но в XVIII и XIX вв. его стали употреблять и по отношению к людям, следовательно, если человек отличался изяществом манер и начитанностью, его считали "культурным". Тогда этот термин применялся главным образом к аристократам, чтобы отделить их от "некультурного" простого народа. Немецкое, слово Kultur также означало высокий уровень цивилизации. В нашей сегодняшней жизни слово "культура" все еще ассоциируется с оперным театром, прекрасной литературой, хорошим воспитанием [9, c. 200].
В XIX и ХХ веках понятие культуры вошло в обиход социологов и психологов, публицистов, политиков и даже широких слоев населения. В конце XIX века сложилась характерная для западной культурологии традиция исследовать культурологию в комплексе антропологических дисциплин. Этот подход к культуре был заложен Э. Тайлором, который определил ее как: целостный комплекс, который включает в себя знания, верования, искусство верования, нравы право, обычаи и все прочие способности, характерные черты и привычки, приобретаемые человеком как членом общества. В настоящее время существует порядка 500 дефиниций культуры. В настоящее время существует порядка 500 зафиксированных подходов к определению сущности культуры. Делались попытки систематизировать этот многообразный методологический аппарат. Выделяют, например:
Описательные методы постижения культуры – они просто перечисляю, заведомо неполно отдельные элементы и проявления культуры (например, обычаи верования, виды деятельности).
Антропологические - исходят из того, что культура есть совокупность продуктов человеческой деятельности, мир вещей противостоящих природе.
Ценностные - трактуют природу как совокупность духовных и материальных ценностей.
Нормативные - исходят из того что содержание культуры составляют нормы и правила регламентирующие жизнь людей.
Адаптивные - трактуют культуру как свойственный людям способ удовлетворения потребностей, как особый вид деятельности, посредством которой они приспосабливаются к природным условиям.
Исторический подчеркивают что культура есть продукт истории общества и развиваются путем передачи приобретаемого человеком опыта от поколения к поколению.
Функциональное характеризуют культуры через функции которые она выполняет в обществе, и рассматривают, прежде всего, единство и взаимосвязанность этих функций в ней.
Семиотические - рассматривают культуру как систему знаков используемых обществом.
Символические - акцентируют внимание на использовании символов в культуре.
Герменевтические – видят главный путь изучения культуры в множестве текстов, которые интерпретируются и осмысливаются людьми.
Идеационные – определяют культуру как духовную жизнь общества, как поток идей и других продуктов духовного творчества, которые накапливаются в социальной памяти.
Психологические - указывают на связь культуры с психологией поведения людей и видят в ней социально обусловленные особенности человеческой психики.
Еще по теме:
Значение психологических тренингов в детском хоре
Оригинальным является метод внедрения психологического теста в работу с детским хоровым коллективом. Что несомненным является показатели внутреннего состояния ребенка, необходимо важно знать его эмоциональное состояние, отношение к окружа ...
Драматургия и режиссура массовых зрелищ
Специфика, драматургии массового зрелища, на наш взгляд, в документальности. Драматургия массового зрелища, как правило, основана на конкретных фактах, на их осмыслении. Это не означает, что они лишены художественного вымысла, что в сцена ...
Становление Микеланджело как художника
Микеланджело родился в местечке Капрезе, недалеко от Флоренции, в семье происходившего из древнего, но обедневшего рода Лодовико Буонарроти Симонии, который в то время был градоправителем (подеста) Капрезе и Кьюзи. У Микеланджело было чет ...