Древняя модель мира

Культура и искусство » Мифологические модели мира » Древняя модель мира

Страница 2

Рис. 3a. Архаическая горизонтальная проекция мира отображенная в христианской культуре: раннесредневековая карта мира, изображение Христа, план христианского храма

Подтверждение этой (общей для индоевропейцев) мироустроительной структуры мы находим и в кочевом скифском мире. По утверждению древнегреческого историка Геродота, территория Скифии воспринимается как четырехугольник, а ее священное место – Эксампей, куда упали золотопылающие дары богов (ср. с пылающим очагом Йимы), находилось, по версии Геродота, в центре этого четырехугольника.

Далекие параметры древнего мироустройства воспроизвела и осетинская народная традиция, причем в реальном пространстве горного селения Лац (Северная Осетия). Здесь зафиксировано предание о том, что по повелению эпических нартов, первопоселенцев Лаца, вертикально стоящие с четырех сторон вокруг селения камни-цырты были принесены и установлены великанами-уаигами (символ Хаоса). Камни обозначали границы селения, которые уаигам было запрещено переступать. Подчиняясь нартам, силы Хаоса организовали для человека защищенное, обитаемое пространство – Космос, за границы которого жителям Лаца не рекомендовалось выходить без охранительной магии, чтобы не попасть к великанам. При этом, если дополнить пространственные параметры осетинского селения (квадрат) расположенным в нем общественным центром - Ныхас (круг), представлявшимся народному сознанию как священное круглое соборное пространство, то мы получим в существующей топографической реальности древнейшую индоевропейскую модель организованного Космоса (рис. 4, а, б).

Рис. 4. Киргизский традиционный орнамент представляющий собой древнюю космограмму

Рис. 4а. Осетинский традиционный орнамент представляющий собой древнюю космограмму

Рис. 4б. Дагестанский традиционный орнамент представляющий собой древнюю космограмму

Эти космоустроительные категории помогали древнему человеку воспринимать и свой земной дом, и могилу, и дворец правителя, и храм, и город, и государство – как, в принципе, однотипные структуры, ведь каждая из них воспроизводила в тех или иных размерах и формах уже знакомую нам древнюю модель мироздания. Но чтобы перевести геометрический символ в понятный образ, древний человек привел параметры своей модели мира в соответствие с понятными ему образами мира – горы, дерева, тела человека или животного. Эти символические объекты продолжали отражать в своей структуре космосвязь Неба и Земли и, главное, с их помощью легко можно было продемонстрировать единообразие троичной модели мира в «зонах стыка», в которых Небо сходится, соединяется с Землей. Вследствие этого, мир нашего далекого предка как бы ограничивался его сакральными параметрами, но в то же время и защищался от запредельного разрушающего Небытия, Хаоса. Поэтому мифологический «горизонт» своего мира архаическое сознание воспринимало как реальный. Древние верили в «край света».

Обретенный таким образом древнейший символ мира - Мировое древо, как модель древней вселенной, делилось на три сакральные зоны по вертикали: корни – низ – Земля (подземелье); ствол – середина – надземная атмосфера; ветви (крона) – верх – Небо. В эти же зоны Древа входило и представление человека о времени, о прошлом, настоящем и будущем, о дне и ночи, о зиме и лете. Древо связывалось своими зонами с предками, нынешним поколением и потомками. Что же касается горизонтальной структуры Мирового древа, то она образовывалась самим Древом (центр) и четырьмя объектами по сторонам от него. Эта горизонтальная плоскость представлялась квадратом или кругом. (рис. 5, а).

Рис. 5. Каноническое изображение родовых Мировых деревьев. Западная Сибирь

Рис. 5а. Фрагмент скифской серебренной вазы олицетворявшей собой Мировое древо. Чертомлыкский курган,IV в. до н. э

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Между картиной и кадром
Основную информацию от мира человек получает через глаза. И движение мира, отражённое на экране и заключённое в рамку кадра, нас буквально завораживает. В жизни мы не всегда замечаем красоту дома, дерева, человека; экран может подчеркнуть ...

Флорентийский период творчества
Овеянный славой творца «Оплакивания», скульптор вернулся во Флоренцию, где за время его отсутствия произошла некоторая стабилизация республиканского строя, возглавленного гонфалоньером республики Пьетро Содерини. На этот краткий четырехле ...

Характеристика календарных праздников
С момента появления человека на земле он постоянно соприкасается с окружающим миром и осваивает его. Веками создаются и развиваются трудовые навыки, которые приобретают особенно важное значение в эпоху земледелия. Именно тогда «ритм жизни ...

ИНТЕРЕСНОЕ

Народные промыслы

Произведения русского народного искусства могут многое рассказать о русском характере...

Музыка как вид искусства

Народное творчество вообще и народная музыка в частности, зародившееся в древности...

Навигация