Именно при Сулеймане Великолепном (1520— 1566) Османская империя достигает размеров, сравнимых с империей Юстиниана, а экономические и людские ресурсы способны позволить повторить, вольно или исподволь, грандиозное свершение уже не как раболепное подражание, а как принятие вызова. Для осуществления этой идеи султану представляется шанс в лице исключительно талантливого архитектора Синана (1489—1588), который в течение полувека руководил всем имперским строительством.
В 1548 г. в своей первой большой мечети — Шах-заде (1544—1548) — Синан на одном дыхании создает великолепный, почти совершенный монумент, который можно сразу использовать и постепенно украшать. Вместо того чтобы поддерживать парус свода двумя полукуполами — как в мечети Баязида II в Стамбуле, завершенной в 1505 г., — Синан склоняется к безупречно сцентрованному плану, который он подпирает четырьмя образующими крест полусферическими куполами, так, чтобы вся кровля покоилась на четырех опорных пилонах, поддерживаемых пятой из четырех крупных арок. Отныне внутри храмов больше нет приделов, нефов, а только свободное пространство; во внешнем облике это уже не куб, покрытый шарообразным колпаком, а последовательность превосходно связанных между собой ярусов, благодаря сводам цилиндрических башен по углам, имеющим архитектоническую функцию противовеса. Этот план будет использован при сооружении многочисленных больших мечетей Стамбула, а именно Султана Ахмеда («Голубая мечеть», 1609-1617) и Ени Джами (1597-1575). Между тем при сооружении самой красивой мечети Стамбула — Сулеймание (1550—1557) Синан вернулся к предыдущим моделям и предпочел опустить купол в 26,50 метра в диаметре и на высоте в 53 метра на два полусферических купола.
Сооружение мечети Селимийе (1565—1575), которое было предпринято десятью годами позже в Эдирне, стало главным шедевром Синана и одним из самых выдающихся достижений мировой архитектуры. Художник наконец отваживается соорудить полусферический купол, который даже немного превзойдет купол храма Святой Софии (проектный диаметр составляет 31,28 м, тогда как купол юстинианского храма не превышает 31 м). Огромный свод покоится уже не на полусферических куполах, а на 8 пилястрах, и его вес воспринимается одновременно последовательностью арок и полусфер и элегантными контрфорсами, вносящими гармонию в облик всего сооружения. Считающаяся одним из чудес османской архитектуры, мечеть Сели-мие в Эдирне знаменует расцвет могущества Империи. Превзойти Синана было практически невозможно. Его последователи лишь подражали великому мастеру, так и не сумев найти новых путей.
Что касается применения декора в архитектуре, то османы остаются в этом непревзойденными мастерами. Они питают пристрастие к цветному камню, к облицовке мрамором, к раскраске и, конечно же, к облицовочной керамике, предпочитая красоту растительного мира геометрическим фигурами и не забывая о надписях, к которым всегда имели склонность.
Конечно, образец султанских мечетей Стамбула тяготел к распространению по всей империи, но османские султаны предоставляли тем не менее широкую автономию подчиненным сообществам, и, в частности в культурном плане, никаких попыток «тюрки-зации» или «культурного колониализма», не делалось. Таким образом, абстрагируясь от некоторых европейских районов империи и Анатолии, существует мало памятников архитектуры в «османском» стиле. Например, в арабских провинциях можно насчитать не более пятнадцати крупных сооружений, которые можно было бы отнести к навеянным стилем столичных мечетей (в Алеппо 4, в Дамаске — 5, в Каире — 3, в Тунисе — 1, в Алжире — 1). Местные архитекторы и строители сумели внести в некоторые существующие «османские» сооружения элементы форм и декора из национальных традиций. И наоборот, в архитектуре некоторых городов были использованы элементы, перенятые у османов, которые обогатили местное искусство.
Еще по теме:
Развитие науки
Партия и правительство обеспечили необходимые условия для плодотворного развития советской науки в послевоенные годы. Были полностью восстановлены разрушенные оккупантами научно-исследовательские учреждения и их материально-техническая ба ...
Афина Парфенос
Центральное место в композиции афинского акрополя занимает величественный храм Афины-Девы – Парфенон. Внутри здание было разделено стеной на две не равные части. В главном помещении – целле - стояла знаменитая статуя Афины-Парфенос (Афины ...
Детское творчество и развитие художественных способностей
При традиционных формах обучения ребенок, приобретая и усваивая некоторую информацию, становится способным воспроизвести указанные ему способы решения задач, доказательства теорем и т. д. Однако, он не принимает участия в творческом поиск ...