Микенская (Ахейская) культура. Расцвет Микенской цивилизации приходится на XV-XIII вв. до н.э. Первоначально эта культура испытывала сильное влияние Минойской цивилизации. Как и на Крите, основными центрами культуры были дворцы, украшенные фресками, однако для воинственной, менее утонченной микенской культуры характерно преобладание сцен войны и охоты. Одним из ранних памятников Ахейской культуры были так называемые шахтные гробницы в Микенах, открытые в 1876 г. известным немецким археологом Генрихом Шлиманом. В гробницах вместе с костями умерших были найдены украшения, сосуды, оружие, золотые посмертные маски
Ахейцы, захватив в XV в. до н.э. Крит, переняли у минойцев письменность (линейное слоговое письмо А) и приспособили ее для передачи своего языка (линейное слоговое письмо Б). Глиняные таблички со слоговым письмом Б, содержащие записи на греческом языке, удалось расшифровать. Слоговое письмо А, которым пользовались не греки, а минойцы - доахейское население Крита, до сих пор не поддается расшифровке.
В конце XIII в. до н.э. огромная масса северобалканских варварских, то есть не затронутых Крито-Микенской цивилизацией, племен устремилась на юг. Ведущая роль в этом переселении народов принадлежала греческому племени дорийцев. Они обладали большим преимуществом перед ахейцами - более эффективным, чем бронзовое, железным оружием. Именно с приходом дорийцев в XII-XI вв. до н.э. начинается в Греции железный век, и именно в это время прекращает свое существование Крито-Микенская цивилизация.
Культура гомеровского периода. Этот период (XI-VIII век до н. э) греческой истории получил свое название по имени великого Гомера, поэмы "Илиада" и "Одиссея", созданные в VIII в. до н.э., являются важнейшим источником информации об этом времени, хотя и рассказывают о происходившей в XIII в. до н.э. Троянской войне и возвращении их героя Одиссея домой после войны. Однако, описывая события, относящиеся еще к Крито-Микенской эпохе, Гомер, как правило, переносит их в более позднюю историческую среду. В поэмах отражена жизнь общества с гораздо более примитивной культурой, чем та, которая предстает перед нами в памятниках Крито-Микенской цивилизации. Герои Гомера - цари и представители знати - живут в окруженных частоколом деревянных домах, столь не похожих на дворцы крито-микенских царей. Гомеровский период был бесписьменным, первые известные после длительного перерыва греческие надписи принадлежат уже другой эпохе - архаической (2-я пол. VIII в. до н. э). Но в них используется уже не линейное слоговое письмо Б, а совершенно новое алфавитное письмо, заимствованное греками у финикийцев. В целом гомеровский период был временем упадка, застоя культуры, но именно тогда вызревали предпосылки стремительного подъема греческого общества в архаическую и классическую эпоху.
Культура архаического периода. В этот период (VIII - 480 до н. э) проложила Великая колонизация - освоение греками побережья Средиземного, Черного, Мраморного морей. В результате греческий мир вышел из состояния изоляции, в котором оказался после крушения Крито-Микенской культуры. Греки сумели многому научиться у других народов. В период архаики с окончательным разложением родовой общины происходит формирование античного полиса (греч. polis, лат. civitas) - города-государства, гражданской общине которого принадлежала и окружающая город сельскохозяйственная территория. Наиболее крупными полисами были Афины, Спарта, Коринф, Артос, Фивы.
В политическом отношении Греция делилась на множество самостоятельных городов-государств, однако именно в архаическую эпоху активное взаимодействие греков с другими народами пробудило в них сознание единства, появляются понятия "эллины", "Эллада", охватывающие греческий мир в целом.
Для греческой религии, как и для древневосточных, характерен политеизм - многобожие, вера во многих богов. По представлениям древних греков, первоначально существовал Хаос, из которого выделились земля (Гея) и подземный мир (Тартар). Небо (Уран) было порождено Геей. Вторым поколением богов стали дети Ген и Урана - титаны, которые свергли отца. Один из титанов, Кронос (время), воцарился над миром, но после ожесточенной борьбы был смещен своим младшим сыном - Зевсом. По преданию, Зевс и окружавшие его боги жили на горе Олимп, поэтому греки называли их олимпийцами. Победив титанов, Зевс-громовержец стал верховным богом, его жена Гера - владычицей неба. Своему брату Посейдону Зевс предоставил во владение море, а другому брату - Аиду - подземное царство.
Еще по теме:
Одежда
Одежда киргизов в середине XVIII - начале XIX в. оставаясь в основных чертах традиционной, была приспособлена к исторически сложившимся условиям кочевого образа жизни киргизов.
Основным материалом для изготовления одежды служило животнов ...
Положение города по социально-культурной сфере в Российской Федерации
Культура нашего города — это многоликое и многогранное явление, в ней как в зеркале отразилась судьба молодого города, выросшего за три последних десятилетия до второго по значимости промышленного и культурного центра в республике.
Молод ...
Мифы древности и их значение
Нагромождение знаний о первобытной и традиционной культуре, свидетельствует о важной роли мифа в жизни людей древнейшей эпохи, ее существование. В живописном творчестве человека каменного века значительными являются две главных функции Да ...