Однако, кризис революционного движения, вызванный неудачными попытками “хождения в народ", провалом террористических планов заговорщиков и, наконец, процессом по делу цареубийц 1 марта 1881 г. - все это привело к совершенно другой культурной ситуации. В обществе чувствовалось стремительное угасание интереса к социальным проблемам, отсутствие понимания какой-либо общей идеи, пропагандировалась теория “малых дел”, по сути оправдывавшая обывательщину и полную безыдейность. Наиболее популярным автором становится А.П. Чехов. Позиция Чехова-художника отнюдь не была тождественна позиции его постоянно тоскующих, вздыхающих, мающихся героев. Неустанный труженик и в литературе, и в медицине, человек обостреннейшего чувства совести и общественного долга, подлинный русский интеллигент Чехов, несмотря на сильное нездоровье, предпринимает рискованную поездку через всю страну на остров Сахалин с целью написать правду о положении каторжан в этой самой грандиозной царской тюрьме. Общественный резонанс, вызванный книгой “Остров Сахалин”, был столь велик, что каторжные работы на Сахалине пришлось ликвидировать. Чехову же эта поездка стоила практически жизни. В самом этом факте - зловещий парадокс русской культуры.
Русская культура “серебряного века” (конец XIX - начало XX вв) Выражение “серебряный век" впервые употребила А. Ахматова. Знаменит он был небывалым поэтическим взлетом. В течение двух десятилетий восходят ярчайшие звезды И.Ф. Анненского и В.Я. Брюсова, А. Белого и А.А. Блока, В.Ф. Ходасевича и И. Северянина, А.А. Ахматовой и Н.С. Гумилева, О.Э. Мандельштама и Б.Л. Пастернака, С.А. Есенина и М.И. Цветаевой и многих других славных имен. Подобный поэтический “взрыв” возможен был в силу совпадения целого ряда политических, социальных и общекультурных причин. Главной все же представляется стремление и поэтов и поэтической аудитории к новой, еще не открытой красоте, усталость от излишне идеологизированного и не слишком душевного искусства, интерес к личной, частной жизни, заметно выросший на фоне колоссального упадка общественной жизни и отсутствия надежд на какие-либо скорые демократические реформы в агонизирующем самодержавно-крепостническом государстве, управляемым самым бездарным и безнравственным образом.
“Серебряный век" - это уход от жизни в искусство, это время торжества формы, композиции, гармонии, время интенсивных художественных поисков и экспериментов. Современником создания нового, поистине художественного театра и взлета новой поэзии стала и деятельность художественного журнала “Мир искусств", провозгласившего служение художественно яркому, полноценному, красочному искусству. Журнал и собравшаяся вокруг журнала группа талантливых художников, графиков, искусствоведов - А.Н. Бенуа, М.А. Врубель, М.В. Добужинский, Л.С. Бакст, Е.Е. Лансере и другие способствовали формированию новых, синтетических видов изобразительного искусства театрально-декорационного, художественного моделирования, книжно-оформительского, достигших небывало высокого уровня на рубеже веков в России. В огромной степени деятельность “мира искусств", как и многих других художественных начинаний эпохи - блестящих “русских сезонов" в Париже, перспективных театральных экспериментов А.Я. Таирова и Б.Б. Вахтангова, успехи на международной арене музыки русских авангардистов - А.Н. Скрябина, И.Ф. Стравинского, Н.Н. Черепнина - осуществлялась благодаря заботам замечательных русских меценатов от С.П. Дягилева до Н.П. Рябушинского и от С.И. Мамонтова (создателя театра, пропагандировавшего новую русскую оперу) до И.В. Цветаева, давшего жизнь Музею изобразительных искусств на Волхонке.
Еще по теме:
Флорентийский период творчества
Овеянный славой творца «Оплакивания», скульптор вернулся во Флоренцию, где за время его отсутствия произошла некоторая стабилизация республиканского строя, возглавленного гонфалоньером республики Пьетро Содерини. На этот краткий четырехле ...
Духовная жизнь человека ХХ века
Современный человек все больше начинает рассматривать искусство с точки зрения повседневного и полезного, относиться к нему как к продукту дизайна, того «бледного удовольствия», к которому все больше стало сводиться эстетическое наслажден ...
Новодевичий Богородице-Смоленский монастырь
Новодевичий был одним из самых привилегированных и богатых монастырей России. В него поступали женщины из царской семьи и знатных боярских родов: царевны, которых на Руси было не принято выдавать замуж, чтобы не плодили «лишних» претенден ...