Закончить беседу об искусстве костюмосложения, наверное, вполне уместно некоторыми соображениями об отношениях моды и красоты.
Мастер, художник, работая над своим произведением, всегда, казалось бы, стремится сделать нечто "красивое". Но наблюдения за изменением исторического костюма и текущими поворотами моды, за одеждой жителей разных регионов нашей земли как ничто другое убедительно показывают всю противоречивость представлений о прекрасном, свойственную людям разных эпох и культур. Если и есть в каких-то сферах проявления человеческого духа представления о вечной красоте, то уж во всяком случае - не в одежде. Наш умный и образованный век это хорошо понимает и не считает свои сегодняшние увлечения истиной в конечной инстанции, как впрочем и не считает вкус недавно прошедшего времени смешным и нелепым. Да, оценивая нравящееся нам платье, мы восхищенно говорим "красиво". А противник моды с такой же убежденностью скажет - "что же здесь красивого?". В обоих случаях это только выражение эмоций: мне нравится - мне не нравится. Сравнение Твигги ("мини-королевы мини-моды" середины шестидесятых годов) с Венерой Милосской - противоправно и бессмысленно. Но такие сравнения делались - попытки противопоставить моде "вечную красоту" стары как само явление моды. Современные создатели костюмов, хорошо понимая диалектичность понятия красоты, иной раз вовсе и не стремятся создавать "красивое". Задачей может быть создание образа "выразительного", адекватного стоящей задаче. "Красивый"костюм должен делать человека "приятным" для окружающих, но ведь может быть поставлена другая цель: придать человеку вид устрашающий - как, например, в боевом одеянии индейца или в одежде современных рокеров. С позиции "приятности" оценить такие одеяния как "красивые" - трудно, но ведь они и красивы по-своему.
Есть афоризм: "Единственная возможность понять что-либо в искусстве - ничего ни с чем не сравнивать".
К искусству костюма это относится в высшей степени.
Каково будущее моды, или какова мода будущего? Во все времена мода была культурным кодом, в котором заключена, в той или иной степени, сексуальность, желание нравиться - вот главные стимулы ее развития. Вряд ли в будущем она изменит своему главному принципу - делать человека более привлекательным.
Сегодня, когда меняется ритм жизни, когда люди (особенно молодежь) пытаются жить энергичнее, вольготнее, успеть везде и всюду, мода, порой, приобретает шокирующие, на первый взгляд, черты. Вместе с тем она всегда будет стремиться к мобильности, целесообразности, удобству, практичности, раскрепощенности и естественности.
Кому-то она будет нравиться, а кому-то - нет. Но, как известно, "о вкусах не спорят", а человека вне моды не было, нет и не будет.
Принято считать, что мода, как яркая бабочка, живет одним днем. Появилась, вскружила головы - и нет ее. Однако это было бы чересчур просто, а мода не признает однолинейной простоты. Каждый раз существуют обстоятельства, которые вызывают необходимость перемен и способствуют возникновению новой моды. Мы не всегда умеем увидеть, разглядеть их, понять и оценить логику моды. Но мода - безжалостный диктатор, она порой требует от человека невозможного. Как в таком случае относиться к моде: отказаться следовать ей, подождать, пока она предложит нечто для тебя подходящее, или, не взирая ни на что, последовать ее рекомендациям? Для человека, чье чувство собственного достоинства велико, а умение оценить себя проверенно и не раз испытано, тут не будет проблем. Он откажется от моды, которая уродует его, не отвечает его эстетическим потребностям и не соответствует его образу жизни.
Итак, мода - это особое явление в психологии человека, основанное на представлениях о "модности" и "немодности". В моде ярко проявляется зарождение подражания. С социально-психологической точки зрения, мода - это стремление к неповторимости, индивидуальности.
Феномен моды в том, что она единая, непостоянная и переменчивая. В этом и есть ее особая динамичность. А суть моды в том, что на смену модному приходит что-то еще моднее и первое отходит на задний план.
"Модность" способствует распространению нового. За ней стоит подражание чему-то уже существующему и признанному модным.
К факторам модности относятся престиж, утилитарность, эстетичность и т.д. Люди часто подражают тем, кого считают своими кумирами. Они как бы заражаются вирусом подражания.
Таким образом, в стремлении быть модными как кумиры, люди, сами не замечая того, теряют свою индивидуальность, становясь такими же как масса им подобных. Следование моде повышает престиж человека. Оно же регулирует его эмоциональное состояние. Мода приобщает людей к новому, выполняя инновационную функцию. Наконец, следование моде часто способствует самоутверждению личности.
Еще по теме:
Собирательство в эпоху средневековья
Средние века - это эпоха, охватывающая примерно тысячелетний период (V- XV вв.), когда в мире господствовал феодальный строй. Уже не рабовладелец и раб, а феодал и крепостной крестьянин представляли основные классы феодальной эпохи. И пер ...
Собирательство как эстетическая потребность
Как эстетическая потребность собирательство особенно проявляется в эпоху Возрождения, а затем Нового времени.
Одной из важнейших особенностей Возрождения являлось широкое использование античного наследия, традиции которого никогда не уми ...
Музеи на
общественных началах и ведомственные музеи
Музеи на общественных началах в Белгородской области очень разнообразны по профилю. Это краеведческие, военно-исторические, истории сёл, этнографические, технические, естественнонаучные, минералогические и другие.
Наиболее интересны: этн ...