Можайский Лужецкий Ферапонтов монастырь

Культура и искусство » Можайский Лужецкий Ферапонтов монастырь

Страница 2

Именно в 1627 году началось трудное возрождение обители - она покрылась строительными лесами, богатые вклады даровали ей царь Михаил Федорович, Патриарх Филарет, князь Дмитрий Пожарский, вокруг которых сплотился народ во время борьбы с иноплеменными захватчиками. Этот перечень славных имен многое говорит о тогдашнем статусе Можайского Лужецкого монастыря.

До конца XVII века строительство в обители не утихало, и к 1692 году она наконец-то получила "приличный вид и значительное благоустройство" (цитируем архимандрита Дионисия (Виноградова), издавшего в 1892 году "Краткую летопись Можайского Лужецкого Ферапонтова монастыря".

Начало Северной войны оказалось крайне неудачным для русских. "Конфузил" при Нарве в 1700 году обернулась почти полной потерей полевой артиллерии, после чего Петр I приказал "добывать" медь для новых орудий из церковных колоколов, определив и размер "пошлины": в качестве таковой определялась четвертая часть веса. Эта беда не обошла стороной и Лужецкую обитель: под 1701 годом у архимандрита Дионисия (Виноградова) значится запись: "Из Лужецкого монастыря взята четвертая доля со всего веса колоколов целых и битых, и эта часть состояла из 50 пудов с фунтами". Вскоре последовали победы русской армии, окончившиеся спустя два десятилетия полным разгромом неприятеля, - к этим победам, таким образом, напрямую оказались причастны и православные обители.

В XVIII веке в истории Можайского Лужецкого монастыря было не слишком много "громких" событий. Выделяется среди них "огненный пожог" 1717 года, нанесший значительные повреждения монастырским постройкам. Пострадавшие храмы были быстро восстановлены - за исключением одного: церкви Иоанна Лествичника, находившейся над местом погребения преподобного Ферапонта. Появилась мысль устроить при ней придел преподобного Ферапонта, но эту мысль оставили; шестью годами позже церковь переосвятили во имя основателя обители; еще через тридцать лет вовсе разобрали; а в 1755 году освятили новый Ферапонтов храм, появившийся взамен обветшавшего.

В 1764 году произошла секуляризация церковных владений - в соответствии с утвержденными монастырскими штатами, Лужецкий монастырь причислили ко II классу, положив ему иметь 17 человек братии, включая настоятеля, и 17 штатных служителей. В официальном перечне второклассных монастырей Московской епархии Лужецкая обитель стояла на третьем месте, уступая лишь московским Спасо-Андроникову и Высоко-Петровскому монастырям.

Новое тяжелейшее испытание, едва не погубившее монастырь, пришлось на 1812 год, когда он оказался на пути следования французских войск. Накануне Бородинского сражения братия, по приказу русского командования, покинула родную обитель, перебравшись на Волгу, в Толгский монастырь под Ярославлем. Вернулись иноки лишь через два с половиной месяца, застав в монастыре полное разорение (читайте подробнее об этих событиях в разделе "Монастырь и мир"). На восстановление обители ушло пять лет. С памятью о "грозе двенадцатого года" было связано посещение Лужецкого монастыря наследником престола Александром Николаевичем (будущим императором Александром II) - в июле 1837 года он ездил в Бородино и на обратном пути заглянул в монастырь, где молился у мощей преподобного Ферапонта.

Последняя четверть XIX века ознаменовалась определенным оживлением интереса к личности основателя Лужецкого монастыря и восстановлением должного почитания преподобного. Произошло это в большой степени вследствие деятельности архимандрита Дионисия (Виноградова), великого книжника и известного историка Церкви. Он был настоятелем обители с 1874 по 1893 год. Его исторические изыскания были изложены в ряде замечательных книг, в основу которых легли материалы монастырского архива, приведенного архимандритом Дионисием в образцовый порядок. Скончался бывший настоятель в 1898 году в московском Даниловом монастыре, где последние пять лет своей наполненной трудами жизни пребывал на покое.

А вскоре грянула богоборческая эпоха, Уже в 1918 году основную часть монастырских помещений заняла красноармейская караульная рота. За красноармейцами потянулись их семьи, выгоняя монахов и переустраивая кельи под "коммуналки". В 1922 году власти официально закрыли монастырь. В начале 1930-х годов в обитель "вселилась" колония для малолетних преступников. Позже ее сменила фурнитурная фабрика. Монастырские строения без надлежащего ухода приходили в негодность - так, была окончательно разрушена церковь преподобного Ферапонта.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Еще по теме:

Взгляды философа В.С.Соловьева
Другой заметной фигурой в дореволюционной общественной мысли был религиозный философ, поэт, публицист и критик Владимир Сергеевич Соловьев (1953 – 1900). Сын крупнейшего историка С. М. Соловьева он в 27 лет защитил докторскую диссертацию, ...

Влияние технического прогресса на общество
В XX в. место культуры заменила цивилизация, которая, по мнению А. Мальро, «может завоевать всю землю, но не способна изобрести ни своих храмов, ни своих гробниц». Новая цивилизация сегодня создается человеком, который освободился от мора ...

Художественные образы. Орнамент
Народное декоративно-прикладное искусство – результат творчества многих поколений мастеров. Оно едино в своей художественной структуре и необычайно разнообразно по своим национальным особенностям, которое проявляется во всем, начиная с вы ...

ИНТЕРЕСНОЕ

Народные промыслы

Произведения русского народного искусства могут многое рассказать о русском характере...

Музыка как вид искусства

Народное творчество вообще и народная музыка в частности, зародившееся в древности...

Навигация