Мода – неоднозначный и интересный социально-психологический, культурный феномен. До недавнего времени господствовало необоснованное мнение, что мода слишком несерьезный, прихотливый и изменчивый объект для строгого научного исследования, считая ее, главным образом, стихийно возникающей благодаря причудам общественного или, скорее всего, личного вкуса. Еще в прошлом столетии 0. де Бальзак создатель "Человеческой комедии" заметил по этому поводу: "Глупец, кто в моде видит только моду ."
Слово "мода" происходит от латинского "modus" (мера, способ, образ, правило, норма). Латинское "modus" использовалось философией XVII -
XVIII вв. как преходящее свойство материи (предмета). В русском языке слово "мода" появляется при Петре I и фиксируется в первых русских словарях.
История моды так же стара, как и история костюма. С того момента, когда человек открыл значение одежды как средства защиты от неблагоприятных воздействий природы, оставалось немного до тех пор, пока он начал размышлять о ее эстетической и стилизующей функции.
Каждая эпоха создает свой эстетический идеал человека, свои нормы красоты, выраженные через конструкцию костюма, его пропорции, детали, материал, цвет, прически, грим и т. д Во все периоды существования сословного общества костюм был средством выражения социальной принадлежности, знаком привилегий одного сословия перед другим. Чем сложнее структура общества, тем богаче традиция, тем разнообразнее одеяния. Одежда говорит о многом, она разоблачает определенные мысли и особенности человека.
С модой тесно связан инстинкт подражания. Психологически этот момент подражания можно интерпретировать как форму биологической самозащиты, естественный рефлекс стадных существ. Сравнение с человеческим обществом напрашивается само собой. Подражание одновременно является необходимой предпосылкой моды и ее противоречием. Человек приспособляется к окружающему миру, он приемлет моду, но вместе с тем с помощью этой моды он стремится отличаться от окружающих его людей.
Мода в целом всегда стремится к молодому и свежему впечатлению: она хочет омолаживать. При этом сущность моды - изменение - ближе динамичному темпу жизни молодых людей.
Б.Д. Парыгин выделяет три важнейшие функции, выполняемые модой [2]: коммуникативную, интеракционную и компенсаторную. Коммуникативная функция проявляется в обмене информацией. Мода выступает как особый социальный знак, символ престижа. Интеракционная функция – это средство согласования действий, способ взаимодействия. Мода ориентирует на признанных лидеров, объединяет в соответствии с определенным способом поведения, стимулирует интерес к новому. Компенсаторная функция позволяет восполнять неудовлетворенные или недостаточно удовлетворенные потребности, выступая в качестве регулятора социальных потребностей.
Более широкое распространение (особенно в кругах художников - модельеров) получил взгляд на моду как на эстетический феномен. Подобная точка зрения распространена и сейчас и во многом имеет право на существование. Ведь никто не станет отрицать связь моды с такими категориями и понятиями как "красота", "стиль", "гармоничность" и т.д.
Остановимся чуть подробнее на значении слова стиль. Их множество, дадим пару общих определений:
Стиль - совокупность черт, признаков, характеризующих искусство определенного времени и направления со стороны идейного содержания и художественной формы. Совокупность характерных признаков, свойственных чему-либо, отличающих что-либо.
Теперь вернемся к моде. Мода - явление социальное и потому должна исследоваться и изучаться под разными углами зрения.
Б.Д. Парыгин считает, что «мода - это специфическая и весьма динамичная форма стандартизированного массового поведения, возникающая преимущественно стихийно, под влиянием доминирующих в обществе настроений и быстро изменяющихся вкусов, увлечений и т.д.
Часто встречается такое определение: «Мода - непродолжительное господство в определенной общественной среде тех или иных вкусов, проявляющихся во внешних формах быта, особенно в костюме. Или «непродолжительное господство определенного вкуса в какой – либо сфере жизни или культуре.
Мода, как любая потребность формируется под влиянием объективного фактора, однако здесь не следует забывать, не дооценивать и факторы субъективного порядка. В развитии моды находят отражение субъективные склонности, вкусы, психологические и физиологические особенности, духовное развитие и интересы личности. Именно сложности моды, многофакторность как явления объясняет трудности в создании теории моды.
Всякому изменению моды предшествует скрыто созреваемая (под воздействием производства) и не вполне осознаваемая (субъективное мнение) общественная потребность. Потребность - источник всякой деятельности индивида и наоборот.
Таким образом, мода представляет собой социально-экономическую потребность, категорию специфически историческую, выражающую отношения людей, категорию, которая объективно зависит от материальных.и социальных условий.
Еще по теме:
Стиль Шанель
«Принято считать, что роскошь - противоположность нищеты. Нет, роскошь - противоположность вульгарности».
Габриэль Шанель
«Я - против моды, которая быстро проходит. Это у меня мужская черта. Не могу видеть, как выбрасывают одежду потому ...
Усольская вотчина
В 1632 году указом царя Михаила Федоровича Усольский городок, утративший военное значение, вместе с соляными варницами был отдан ярославским купцам Светешниковым, поэтому некоторое время Усолье на Волге называлось Надеинским. В 1660 году ...
Федеральный государственный
военно-исторический музей-заповедник "Прохоровское поле"
26 апреля 1995 г. Президентом Российской Федерации подписан Указ № 414 "О создании государственного военно-исторического музея-заповедника "Прохоровское поле"". Деятельность музея-заповедника осуществляется в соответст ...