Известно, что одни субкультуры продолжают жить по сей день, а другие перестают существовать. В этом также прослеживается связь с феноменом моды. Мода оперативно реагирует на изменение потребностей молодежи. А иногда опережает их изменение, создавая новые. Если что-то перестает быть актуальным, оно уходит из повседневной жизни в историю. Пейджеры, например, сейчас можно найти разве что в музее, а когда-то это было модно. Та же ситуация с субкультурами. Давно исчезли Зутизы, рокабилли, битники, хиппи (если и есть, то очень мало). Зато огромную популярность среди молодежи приобрела сейчас такая субкультура, как эмо, например. Такой вывод можно сделать по обилию молодых людей, одетых в этом стиле. Так одеваются и люди, не причисляющие себя к эмо, они просто считают, что это красиво. Прически, которые вошли в моду благодаря этой субкультуре также очень хорошо прижились.
Немало представителей хип-хоп культуры и различных ответвлений рок-культуры. Этот вывод также основан на ежедневных наблюдениях. Своей массовостью подобные субкультуры обязаны моде, которую создают молодежные СМИ.
Субкультура дает жизнь порой совершенно новым вещам и идеям. А по мере развития и взаимодействия с обществом это «новое» явление постепенно проникает в общую культуру и даже может стать классикой в какой-либо области.
Нередко мода порождает субкультуры. Для примера приведем субкультуру «стиляги». Она появилась в СССР и существовала с 1940 по нач. 1960-х годов. В качестве эталона данная субкультура имела западный (преимущественно американский) стиль жизни. Стиляги выделялись яркой одеждой, оригинальной манерой разговора (особый сленг). Им был присущ особый интерес к западной музыке и танцам. Западная мода и сейчас имеет огромное влияние на нашу страну. Это касается к сожалению, не только одежды… Субкультуры – тоже показатель этого. Сложно вспомнить хотя бы одну субкультуру, которая изначально возникла бы в России. В основном все они пришли к нам с Запада.
Еще одна субкультура, непосредственно связанная с модой – хипстеры или инди-киды. Название говорит само за себя. Оно происходит от английского слова hip, что переводится как «быть в теме». Мода, пожалуй, является основной составляющей культуры хипстеров.
Как бы не пытались представители той или иной субкультуры выделиться и отступить от официальной моды, в итоге получается, что чем массовее становится субкультура, тем больше шансов что это будет модно и наоборот, чем более модной среди молодежи будет субкультура, тем она будет массовей.
Таким образом, связь субкультур с модой очевидна, эта связь может выражаться по-разному: субкультуры создают свою моду, в то же время оказывая влияние на развитие моды в целом, они в каком-то смысле рождают новую моду, а иногда мода делает возможным возникновение и развитие субкультур. Это сложная связь касается по большей части внешнего образа, каких-то отдельных элементов. Но, как было сказано ранее, мода – это не только одежда, она затрагивает практически все сферы жизни современного человека. Поэтому связь моды и субкультуры глубже, чем кажется на первый взгляд. Но даже внешних ее проявлений достаточно, чтобы сделать вывод о ее существовании.
Для создания данной работы была изучена различная литература, относящаяся к теме. Мы рассмотрели понятия «мода» и «субкультура» и попытались найти их взаимосвязь.
Первая глава посвящена понятию «субкультура». Основываясь на трудах исследователей в этой области, мы дали различные определения и характеристики данного понятия. Мы выяснили, что субкультура является частным случаем, частью культуры в целом. Она всегда отличается некоторой локальностью и в определенной степени замкнутостью. Далее мы перечислили некоторые важные психологические особенности молодого человека, такие как инициативность, стремление к переменам, активность, дух противоречия и другие. Важная роль молодежной субкультуры в том, что она дает возможность саморазвития и самореализации своим участникам. А также возможность создать свою реальность и культуру.
Во второй главе мы рассмотрели неоднозначный и интересный социально-психологический, культурный феномен моды. Кратко определение может звучать так: мода - непродолжительное господство в определенной общественной среде тех или иных вкусов, проявляющихся во внешних формах быта, особенно в костюме. Мы постарались рассмотреть моду с разных сторон, так как это достаточно сложное понятие. Она не ограничивается только предметами быта или одеждой. Мы пришли к выводу, что для моды практически не существует границ: она может проникать в науку, искусство, политику, идеологию и т. д.
Еще по теме:
Русская письменность и литература
Письменность в Древней Руси возникла задолго до христианства. Некий черноризец Храбр, живший в Болгарии в конце IX — начале X века, в сказании “О письменехъ” писал: “Прежде убо словене неймаху писменъ, ну чертами и резанми гадааху погани ...
Шумерский пантеон
История формирования и развития мифологических представлений прослеживается на материалах изобразительного искусства приблизительно с сер. VI тыс. до н.э., по письменным источникам – с нач. III тысячелетия.
Шумерская художественная литер ...
Основные функции культурологии
Защитная функция. Первой универсальной функцией надо считать защитную. Она состоит в том, что при помощи искусственно созданных орудий и приспособлений — орудий труда, лекарств, оружия, транспортных средств, источников энергии — человек н ...