Упоминание о культуре – о государственных институтах, законах, системе налогов, стихах, о сказаниях, мифах и т. д. – можно обнаружить уже в самых ранних дошедших до нас письменных источниках. Да и сама письменность – феномен человеческой культуры. Однако выработать достаточно общее понятие, абстракцию, в которой бы отразилась единая, общая природа таких разнородных, на первый взгляд, явлений, как труд и живопись, человек еще не мог. Впервые слово «культура» как нечто, достойное внимания, описания и изучения, появилось в цивилизации, а не у примитивных народов или варваров.
В понятии «культура», корни которой идут от римской античности, обычно подчеркивают фиксируемое им отличие человеческой жизнедеятельности от биологических форм жизни. Ведь изначально значение этого термина – обработка земли, возделывание, уход. Мы же воспринимаем «культуру» как нечто дополняющее и даже исправляющее человеческую природу, противостоящее ей. Культурный человек не мыслим без образования и воспитания; это и составляет содержание культуры всех народов, сохраняющие культурную преемственность и традиции как форму коллективного опыта во взаимоотношениях с природой. Таким образом, «культура» - это то, что отличает человека образованного, воспитанного, от необразованного и необученного.
В древности принято выделять две системы представления о культуре : афинскую и спартанскую. В афинской системе культуры основной упор делался на изучение философии, письма, музыки и т. д., а изучение воинского искусства было второстепенным. В спартанской системе культуры было все наоборот.
Постепенно приходит совершенно иная система связи непосредственного производителя со своими орудиями труда – феодализм, распространяется иная социальная философия и идеологии. С падением Рима (476 г.) пала и античная цивилизация в ее классическом виде, наступила эпоха средневековья с господством христианской религии, изменяются и представления о культуре.
Еще по теме:
Природа художественного образа
Художественный образ - то новое, чего не было в природе. "В художественном произведении, - писал В. Короленко, - мы имеем мир, отраженный, преломленный, воспринятый человеческой душой. Важнейшей чертой художественного образа является ...
Народный кукольный театр, его виды
В России театр Петрушки наибольшую популярность имел в середине XIX века, но искусство кукольников было известно на Руси значительно раньше. Прообразом Петрушки является итальянский Пульчинелло - перчаточная кукла - представления с которы ...
Понимание культуры в неклассической западной
философии конца XIX -
начала XX вв
Карл Генрих Маркс (1818-1883) не был культурологом в узком смысле этого слова. Более того, сам термин “культура" он употреблял сравнительно редко и, как правило, по частным поводам. Тем не менее концепция Маркса, несомненно, несет в ...