Пока хризантемы так прекрасны,
Украшу волосы цветами.
Не знаю, кто умрет скорее:
Увянут ли цветы,
Иль я уйду.
Кокинсю.
Японские мифы были записаны в начале 8 века в мифологическо-исторических сводах «Кодзики» («Записи о делах древности», 712 год) и «Нихон сёки» («Анкалы Японии», 720 год), которые были составлены по прямым указаниям императоров. Идеологическая цель данных книг – обоснование легитимности правящего рода и «склеивание» воедино мифологических представлений различных социальных и этническо-территориальных групп, входящих в состав древнего государства Ямато, установление родственных отношений между богами, принадлежавшими к различным традициям. Эти мифы оказывали очень большое влияние на формирование японского менталитета. Их делили на три основные группы.
1)Мифы о разделении Неба и Земли. «В древности, когда Небо-Земля былине разделены и Инь-Ян не были разделены, мешанина эта была подобна Куринному яйцу, темна и содержала почку. И вот, чисто-светлое истончилось-растянулось и стало небом, а тяжело-мутное удержалось-застряло и стало землей…» Сначала земля-твердь плавала на поверхности воды в виде острова. Потом между Небом и Землей возникло нечто, по форме напоминающее почку тростника и оно превратилось в божество, имя его – Куни-но Микотати-но Микото. Затем появились еще боги – Идзанага-но Микото, Идзанами-но Микото. «Став на Небесном плывущем мосту. Взяли они Небесное Яшмовое Копье, опустили его в океан, пошевелили им и нашли дно, стали скидывать капли с острия копья и, застывая, они стали образовывать остров – Оногоро-сима. Два божества тогда спустились на этот остров и восхотели заключить брачный союз, для порождения других стран» («Нихон сёки»). Идзанага и Идзанами рождают «все десять тысяч вещей» и многие божества: Аматэрасу (богиня Солнца), Цукиёми (бог Луны) и Сусаноо (бог Бури) и отправляют по небесному Столпу их на небо. Страна мертвых у Японцев называется Ёмоцукуни.
2)Мифы о богах Равнины Высокого неба (Такамагахара). Боги Аматерасу и Сусаноо продолжают рождение детей, но Сусаноо совершает ряд тяжких преступлений, стыдясь своих поступков, он прячется в Небесной Пещере, в это время в мире наступает тьма. Но все же боги изгоняют его с неба, и снова водворяется свет.
3)Миф о схождении на землю «императорской» династии. Ниниги-но Микото, внук Аматэрасу, получает повеление управлять Срединной Страной Тростниковых Равнин (одно из древнейших названий Японии). Однако в этой стране было множество «дурных божеств», и «всякая трава, и все деревья наделены речью», то есть земля находилась в состоянии неупорядоченности и хаоса, для покорения следовало её «попортить». Посланцы богов Высокого Неба усмирили непокорные земные божества, Ниниги-но Микото, именуемый «царственным внуком», покинул Небесный Каменный Престол, раздвинул Небесные Восьмислойные облака и спустился с Неба на пик Такатихо, который располагался на острове Кюсю. После брака с дочерью местного божества и рождения детей он умирает. Их внуком является Камуямато Иварэбико Хоходэми-но Сумэрамикото – легендарный японский первоимператор, более известный под именем Дзимму.
Для японцев рождение детей является практически основной целью жизни, что подтверждают многие произведения искусства, например стихи:
«Не знаю лица,
Не знаю и дома того,
Кто ввел меня в рощу
И спал там со мной».
Зачастую язык любовных отношений используется для описания событий, не имеющих к любви абсолютно никакого отношения.
Еще по теме:
Жизнь и быт до "Домостроя"
Русская жизнь городов, малых посадов и деревень была сильно окрашена аграрно-магическим, языческим мироощущением. Функцию законов на деле выполняли неписаные правила, запреты, обычаи. По ним девушка не всегда была во власти отца и семьи: ...
Боевые башни
Наивысшего расцвета архитектура чеченцев достигла в специальных оборонительных сооружениях – боевых башнях.
До нашего времени в горной Чечне в различном виде сохранилось более 200 боевых башен, и это несмотря на то, что чеченские башни п ...
Первые творения Фидия
Фидий, сын Хармида - гениальный греческий скульптор V века до н.э., в творчестве которого наиболее ярко выраженные эстетические идеалы афинской рабовладельческой демократии поры ее высочайшего рассвета. Фидий родился в Афинах между 500 и ...