В эпоху Средневековья возможности составления крупных собраний музейного характера даже для богатых людей были ограничены. Кочевой стиль жизни препятствовал накоплению предметов роскоши. Поэтому наиболее удобной вещью для знатных «путешественников» был реликварий – переносной ковчег для реликвий, который рассматривался как наиболее ценное украшение комнат, доспехов рыцаря, парадного зала короля. Реликварий можно было увидеть на крепостном валу во время осады крепости, путешественник держал его над собой во время грозы.
Многие реликвии дублировались в разных церквях Европы. Реликвиям приписывались лечебные свойства, они становились целью паломничества, им приносились жертвы. С обретением церковью экономической мощи сюда нередко стали попадать предметы собраний правящих династий. Основные художественные богатства во времена Карла Великого концентрировались в монастырях и при дворе короля. Главным образом это были иллюстрированные рукописи. Монументальной скульптуры и монументальной живописи, в сущности, почти еще не было. При дворе Карл Великий устроил школу, именуемую «Академией», он поощрял художников, желая восстановить связи с эллинистической культурой. После смерти большинство сокровищ, которые хранились в столице его империи – немецком городе Аахене, он разделил между 24 церквями и монастырями.
Следует отметить, что, являясь формой накопления материальных ценностей и средством идеологического воздействия, светские и церковные средневековые собрания не воспринимались современниками как объект эстетического наслаждения. Стремление к красоте ограничивалось идеологией, которая господствовала в средневековой Европе. Ее основные постулаты формировались богословами.
В феодальную эпоху трудно было провести четкую грань между родовыми и национальными коллекциями. Например, серии изображений монархов уже несли в себе мощную национальную идею. Древние строения свидетельствовали о прошлой славе, вызывавшей чувство гордости у многих поколений итальянцев, которые стремились к национальному единству. Слава Древнего Рима была идеологическим фундаментом, на котором создавались новые патриотические коллекции.
В создании средневековой культуры важная роль принадлежала народам Ближнего и Среднего Востока. Наряду с Византией арабские страны, Иран и Средняя Азия – очаги древних культур, были непосредственными преемниками и хранителями достижений античной культуры. Это определяло и формировало собрания в данных регионах.
В Северной и Центральной Аравии основную массу населения составляли кочевники-скотоводы, стремившиеся к захвату новых земель и торговых путей. Возникновение новых общественных отношений вызвало к жизни новую религию – ислам, провозгласившую культ бога Аллаха. Основателем ее был пророк Мухаммед. Первоначальное место пребывания Мухаммеда и его преемников - халифов (отсюда название государства - Халифат) были аравийские города Медина и Мекка, где в древнем мекканском храме Кааба хранился Черный камень – мусульманская святыня. В VII в. арабы завоевали Палестину, Сирию, Месопотамию, Египет и Иран, присоединив в VIII в. гигантскую территорию, включавшую на западе Пиренейский полуостровов и всю Северную Африку, а на востоке – Закавказье и Среднюю Азию до границ Индии. В руках халифов оказались огромные земли и богатства.
Следует отметить, что собирательство в этих государствах носило почти исключительно религиозный характер. Появляются богатейшие гробницы мусульманских святых и мучеников. Наиболее известна усыпальница Имама Резы (VII в.) в Мешхеде в провинции Хорасан на северо-востоке Ирана, в которой обнаружены многочисленные ценные и высокохудожественные произведения искусства, почитаемые как священные реликвии (сейчас они хранятся в музее, который находится недалеко от усыпальницы).
В то время собирательство составляло экономическую основу влияния мусульманского духовенства на население Востока и благодаря ему в ряде центров мусульманской культуры возникли ценнейшие собрания художественных предметов (многие из них вошли в состав современных музейных коллекций).
Еще по теме:
Скопинская керамика
Скопинская керамика как народный художественный промысел получила известность со второй половины девятнадцатого века. Археологические исследования подтверждают, что в 12 веке в районе города Скопина, Рязанской области, уже существовал гон ...
Художественные,
исторические музеи
Музей основан в 1988 году и является одним из самых молодых музеев Белгородской области. Формирование его живописной и графической коллекций началось с работ, переданных Художественным фондом РСФСР, Московским комбинатом живописного искус ...
Татьяна Пата
С 14 лет зарабатывала на хлеб тем, что ходила по домам и расписывала цветами дымоходы печей. В 1913 г. в Петриковку приехала Петербургская художница Е.К. Эвенбах, которая, заинтересовавшись творчеством Т. Паты, копировала ее рисунки и при ...