Белгородский государственный историко-краеведческий музей (далее БГИКМ) имеет статус центрального музея региона и является крупнейшим хранителем и пропагандистом исторического, культурного наследия области, научно-методическим учреждением, центром общественной и культурной жизни края.
Музей основан в 1924 г. Первоначально он располагался в трех комнатах здания бывшего мужского Троицкого монастыря. Первый директор - Барышников Павел Иванович. Непосредственно под его руководством проходило становление музея. Во время Великой Отечественной войны уникальные музейные экспонаты были разграблены, но, несмотря на это в 1948 году музей вновь распахнул свои двери для посетителей.
Действующая экспозиция открыта в новом здании в 1994 г. Здание, в котором размещается музей, построено по проекту архитектора В. В. Витневского.
В максимально короткий срок коллектив музея создал новый тематико-экспозиционный план, который удачно реализован в результате творческого сотрудничества с художниками хозрасчетного музейного центра Московского объединения Государственный исторический музей.
Фонды музея насчитывают более 100 тыс. экспонатов. В музее хранятся уникальные коллекции и экспонаты по археологии и этнографии, подлинные документы и фотографии, редкие книги, предметы быта, значительная естественнонаучная коллекция и др. Особо значительны коллекции: археологическая, этнографическая, нумизматическая.
В экспозиции мало копийного материала, муляжей. В основе это подлинники.
Первые разделы экспозиции рассказывают о природных особенностях края, о разнообразии ландшафтов, растительном и животном мире. Представленные в экспозиции чучела животных, птиц, коллекции 6а6очек, насекомых, гер6арий растений в основном характеризуют всю флору и фауну области.
В основном зале экспозиции посетитель попадает в давно ушедшей мир. Мир прошлого. Он представлен палеонтологическими находкам костей доисторических животных, другими экспонатами того периода.
История Белгородчины 6огата ратными делами. Экспонаты рассказывают об участии наших предков в азовских походах, Полтавской 6итве, походах Суворова. Нео6ычанно интересен раздел экспозиции о развитии кустарных и художественных промыслов на Белгородчине. Здесь иконы 6орисовских иконописцев, красочно расшитая домотанная одежда.
Заключительная часть экспозиции музея рассказывает о развитии культуры, искусства, народного образования, о создании в области учебных заведений нового типа, о народном творчестве, художественных промыслах, театральной жизни, деятелях культуры и искусства.
Документы музея характеризуют историю края с начала XX века, развитие общественно-политических партий и движений в 1990-е годы.
Среди личных фондов - фонд профессора, члена ВНО, Н. Д. Анощенко. В его составе - рукопись книги "Мои полеты" с авторской правкой, воспоминания автора о полетах на сферических аэростатах в 20-х годах XX в., переписка, личные документы, книги, брошюры по кинотехнике воздухоплавания, в том числе с его автографами. Имеется письмо с автографом летчицы В. К. Гризодубовой, два письма от президента авиаклуба Дюэма (фр. яз). Имеются фотографии Н. Д. Анощенко с его фотографиями.
Фонд А. И. Гессена, журналиста, писателя, исследователя жизни и деятельности А. С. Пушкина, представлен двумя рукописями книг "На стыке двух эпох", "Москва, я думал о тебе" с авторскими правками. Имеются книги писателя с автографами, фотографии с автографами.
В фонде Г. В. Жариковой, мастера спорта международного класса, рекордсменки по пулевой стрельбе из пулемета в командном зачете, находятся личные документы и фотографии; в составе фонда Я. Я. Зейбарта, шофера С. М. Буденного в годы гражданской войны, - личные документы и фотографии.
Еще по теме:
Мода в ХХ веке
20-е годы - это переломный период в истории мировой. Первая мировая война, оказавшая огромное влияние на формирование моды 20 века, провела четкую границу, отделив понятия, мода и стиль, свойственные 19 веку, от века двадцатого.
Военное ...
Теории различия культур и культурного взаимодействия между народами
Теории диффузионизма и географического детерминизма
Среди теоретических концепций важное место занимает так называемый диффузионизм, поставивший наряду с понятием эволюции, исторического прогресса понятие культурной диффузии, т. е. прост ...
Природа художественного образа
Художественный образ - то новое, чего не было в природе. "В художественном произведении, - писал В. Короленко, - мы имеем мир, отраженный, преломленный, воспринятый человеческой душой. Важнейшей чертой художественного образа является ...