Года два назад мы участвовали в областном конкурсе казахского танца. На него собралось около пятидесяти танцевальных ансамблей. Это довольно большое количество для мероприятия местного значения. Из этого можно сделать вывод, что казахским танцем занимаются достаточно широко. Это же можно сказать и о казахстанской хореографии в целом. Сегодня нет практически никаких преград для занятий танцами – во многих спортивных школах, колледжах открыты отделения хореографии. Но это лишь количественное развитие. Качество же хореографии в Казахстане оставляет желать лучшего. Главная проблема здесь в слабом педагогическом составе. Да и слабое финансирование сказывается.
После премьеры постановки некоторые историки и искусствоведы высказали критические замечания по поводу подбора костюмов…
Да, нам часто задают вопрос: «Почему вы решили, что тюрки одевались или танцевали именно так?». Я уже неоднократно говорил и еще раз повторюсь: постановка «Туйгындар» не является точным отображением исторической действительности. Это наше видение, представление о прошлом тюркского народа. Спектакль – не учебник по истории, а творческое произведение. Теперь о костюмах. В постановке есть сцена, в которой танцоры демонстрируют абызов, исполняющих ритуал жертвоприношения, прося небеса помочь их войскам одержать победу.
Критики отметили, что жрецы здесь одеты слишком богато. Я не историк, но хотел бы с ними поспорить. Разрабатывая костюмы, мы около семи месяцев провели в музеях, библиотеках, советовались с тюркологом Каржаубай Сарткожаулы и пришли к выводу, что жрецы в те времена были одними из самых уважаемых и почитаемых людей. Почему они должны быть одеты в лохмотья, если даже сами могущественные ханы относились с уважением к их предсказаниям и одаривали их дорогими подарками.
Были ли отклики о постановке со стороны зарубежных хореографов?
К сожалению, постановка на сцене была представлена всего один раз, в Астане, и зарубежные искусствоведы и хореографы ее не видели. Но, как известно слухами земля полнится. О новом танцевальном эксперименте узнала казахская диаспора в Германии и мы уже даже получили от них приглашение. Но для начала мы хотели бы, чтобы постановку «Туйгындар» оценил казахстанский зритель. В первую очередь мы работаем для него. Планируем гастроли по республике.
Постановлением Правительства Республики Казахстан от 17 ноября 2005 года №1132 «Реорганизовать республиканские государственные казенные предприятия «Ансамбль Гульдер», Государственное гастрольно-концертное объединение «Казахконцерт», «Дирекция республиканских и международных культурных программ». Путем их слияния было создано акционерное общество «Қазақ әуендері».
За короткое существование АО «Қазақ әуендері» провело ряд культурно-гуманитарных и информационных мероприятий: «Наурыз – 2006» в городе Москве в Центральном выставочном зале «Манеж». Данное мероприятие прошло в виде масштабной выставки-презентации, были представлены экспозиции, отражающие значимые вехи истории страны, среди которых копии таких археологических находок, как золотой человек, сокровища скифских курганов, предметы народно-прикладного искусства, экспозиции предприятия «Астана-генплан», презентующие новую столицу независимого Казахстана.
Также было успешно проведено торжественное открытие года Абая в России с участием казахстанских звезд. На мероприятии участвовали главы двух Государств.
АО «Қазақ әуендері» планирует провести открытие Года Пушкина в Казахстане. Деятельность АО «Қазақ әуендері» направлена на пропаганду творческих достижений казахского народного музыкально-поэтического творчества, произведений современных композиторов, лучших образцов мировой культуры, направленная на эстетическое и нравственное воспитание подрастающего поколения; организацию, подготовку и проведение концертно-зрелищных, музыкальных мероприятий, театральных постановок, конкурсов и фестивалей, а также участие в международных фестивалях и конкурсах; запись и тиражирование на различных носителях творческих и отдельных коллективов по всем жанрам музыкального искусства; содействие развитию и взаимному обогащению национальных культур народов Казахстана и участие в международном культурном обмене; а также на организацию выступлений исполнительских, танцевальных коллективов.
Еще по теме:
Крепостная архитектура
В конце XV–XVI в. в процессе объединения страны, длительных и кровопролитных войн большое значение приобрело крепостное строительство, ставшее одной из важнейших забот государственной власти. Существенно меняется в это время архитектурный ...
Виды и сорта ивы
Ива пурпурная, или желтолозник.
Одиночный ветвистый куст высотой до 3 м. Кора у ветвей желтолозника с внутренней стороны лимонно – желтая, однолетние побеги пурпурные и блестящие, почки мелкие , глубоко сидящие. Недостаток: немного капри ...
Театр передвижных картинок
Раек переносная, потешная панорама играл роль своеобразной устной газеты. Он вобрал в себя разные зрелищные формы праздничной площади - панораму, выступления зазывал и кукольников, устную рекламу, балаганное представление, оказал воздейст ...