Однако встречаются и отступления от традиционной иконографии. Так, в апсиде слева и справа от маленького окна представлена сцена «Причастие апостолов» с двумя целующимися апостолами. Обычно же здесь изображались епископы. Однако св. Василий и св. Иоанн Златоуст помещены по краям апсиды. Нетрадиционным является в сцене «Святые жены у гроба» и наличие слева трех жен.
Судя по художественной манере, фрески церкви Иоанна Богослова написаны двумя живописцами. Но их стиль в изображении поз, драпировки фигур, причесок находится в целом в рамках компиновского искусства. Правда, заметна тенденция к украшению одежд, удлинению силуэтов, торжественности и ясности поз. Слабый свет контрастирует с широкими тенями на лицах. Нечто новое вырисовывается и движении фигур в сценах Вознесения. Сходные черты живописи мы наблюдаем и в немногих сохранившихся фресках из столицы Эпирского царства Арты и её окрестностей. В церкви Като Панагия, построенной и расписанной при Михаиле II, св. Ипатий в крестообразном омофоре изображен и традиционной манере искусства XII в. Но вместе с тем художник отразил в его облике беспокойство, почти тревогу, что указывает на интерес живописцев к психологическому миру объекта изображения. Живопись церкви св. Николая Родиаса около Арты также сохраняет традиционные черты. Лица фигур, как и на фресках из храма св. Пантелеймона в Нерези, обращают на себя внимание плотными тенями, спокойствием и сдержанностью. Лишь некоторые образцы даны более живописно и с большим выражением чувств.
Традиционализмом отмечена и светская монументальная живопись, прежде всего фресковые изображения представителей господствующего класса Эпира и ктиторов церквей. Таков семейный портрет протостратора Феодора, его жены Марии, его брата Иоанна и супруги последнего Анны в церкви Пагании Веллас (1281 г.), портрет севастократора Иоанна Комнина Ангела, основателя церкви Порта Панагия в Трикале (ок. 1285 г.), во внешнем нарфике храма и др. Черты этого стиля сходны не только с живописью из Нерези, но и с росписями, посвященными победе Ивана II Асеня над Феодором Комнином в 1230 г., в церкви Сорока мучеников в Тырново.
Значительно больше элементов нового мы находим в живописи, представленной сценой Сорока мучеников в южном нефе базилики Ахиропиитос в Фессалонике. Широкие, монументальные фигуры мучеников, с одной стороны, сохраняют часто архаические черты живописи XI в. (красные пятна на щеках, схематическая форма глаз), а с другой — уже лишены «линейности» изображения конца XII в. (черты лица даны выпукло, чувствуются свобода и большое мастерство кисти). Свобода и экспрессия характеризуют прежде всего изображение св. Горгония, а также фигуры некоторых других мучеников, и близки по психологизму ко многим образам пророков церкви Вознесения Христова в Миленчево. Эту живопись уже нельзя назвать провинциальной традицией комниновского искусства. Здесь присутствуют ростки нового и передового предпалеологовского стиля.
Развитием этого стиля являются фрески церкви Успения Богородицы на реке Мегдова (ок. 1250 г.), к сожалению исчезнувшей под водой искусственного озера. Лики святых в сцене сошествия в преддверие Рая переданы с еще большим выражением душевной экспрессии, с большей свободой и живописностью, чем в базилике Фессалоники. Запечатленный момент действия передают и беспорядок волос, и выражение глаз, и движение складок одежды. Все фигуры содержат элементы нового живописного стиля, который, возможно, распространялся из Милешево в Сербии.
Этот стиль можно назвать переходным от комниновского искусства к палеологовскому, ибо «зрелый палеологовский стиль целиком уходит своими корнями в XIII век». Когда после падения Константинополя не стало столичного искусства, то постепенно начали распадаться и связи, державшие живопись в рамках стиля XI— XII вв. Этот процесс начался почти одновременно в Сербии, Эпире, Греции и Никее. Живопись начинает освобождаться от канонических норм, становиться более жизненной и чувственной. Художников привлекают драматические и бытовые эпизоды и сцены. Линейная манера письма начинает вытесняться более выразительными приемами: пространство становится многоплановым и объемным, позы фигур — более экспрессивными. Смелый и широкий мазок, острое сочетание красок все больше пробивают себе дорогу. Некоторые из этих черт мы уже отмечали в росписях южного нефа базилики Ахиропиитос и церкви Успения Богородицы. Но, безусловно, наивысшего развития черты нового стиля достигли в живописи царской церкви Панагии Паригоритиссы в Арте. В ней в отличие от других церквей Эпира сохранились мозаики — явление редкое в искусстве XIII в., для которого характерны фресковые росписи. В эпирской живописи мозаичные изображения зафиксированы еще только в Като Панагия (изображения Христа и Богородицы) ивцеркви Николая Родиаса.
Еще по теме:
Виды искусства
Разграничение видов искусства осуществляется на основе элементарных, внешних, формальных признаков произведений. Гегель выделил и охарактеризовал пять так называемых великих искусств. Это архитектура, скульптура, живопись, музыка, поэзия. ...
Фонды, созданные в Национальном музее Республики Башкортостан
Задача Национального музея Республики Башкортостан - дать такой объем информации о нашем крае, чтобы всем посетителям было интересно и комфортно в стенах "храма" истории и культуры. Музей дает возможность посетителям проследить ...
Процедура, предшествовавшая церковному таинству венчания
Важность замужества в жизни дворянской женщины конца XVIII – первой половины XIX века подчеркивается, на наш взгляд, наличием длительной процедуры, предшествовавшей непосредственному заключению брака во время церковного таинства венчания ...