Общественное значение музейных объектов нематериального наследия

Культура и искусство » Нематериальное наследие России » Общественное значение музейных объектов нематериального наследия

Страница 1

Нематериальные объекты музейного значения двойственны по своей природе. Они обладают всеми признаками и качествами обычных объектов музейного значения, за исключением одного. Они невещественны (вообще-то это более правильно, чем «нематериальны»).

В современных условиях именно традиционная духовная культура, в том числе и в её приложении к объектам материального мира выступает как средство национальной самоидентификации, как средство воспитания человека и т.п. В этом смысле её сохранение, восстановление (при необходимости), развитие и осмысление чрезвычайно важны. Современные глобализационные и интегративные процессы в обществе ведут к тому, что люди «теряют» себя, утрачивая собственные историко-культурные корни. Не обязательно быть антиглобалистом, чтобы понять: устойчивое развитие нашей цивилизации возможно исключительно в условиях сохранения культурного разнообразия, мозаичности.

Несомненно, именно музеям – «институтам общественной памяти» и учреждениям музейного типа по силам решить задачу обеспечения этой мозаичности. Не в последнюю очередь – сохраняя и обеспечивая воспроизводство объектов нематериального культурного наследия. Это очевидно.

Следовательно, можно оценить и общественную роль музейных объектов нематериального наследия. Поскольку «…музей стремится к наиболее точной реконструкции традиции именно в ее исторических (если не в изначальных) формах», можно именно с помощью музея не только сохранить собственное духовное наследие, но и понять пути развития духовной культуры, то есть, в конечном счете, осмыслить собственное будущее.

Однако самое важное на сегодняшний момент в общественной роли объектов нематериального наследия заключается в их необычайной привлекательности для молодёжи.

В октябре 2004 года было проведено пилотное социологическое обследование молодых людей «Мы и музей». В феврале это обследование было дополнено следующими вопросами:

«1. Какой музей для вас привлекательнее:

– тот, в котором можно смотреть на экспонаты;

– тот, в котором можно увидеть, как ими пользоваться;

– тот, в котором можно попробовать самим попользоваться экспонатами;

– тот, в котором можно «погрузиться в среду», где пользование экспонатами было нормой?

2. Что для вас было бы более важно в музее:

– узнать, как и когда пользовались той или иной вещью;

– узнать, при каких обстоятельствах ею пользовались;

– понять, какие идеи вкладывали в неё создатели».

Надо ли говорить, что 100 % респондентов (12 человек) выбрали последний вариант ответа в первом вопросе и 75 % (9 человек) во втором. Оставшиеся 3 человека выбрали первый вариант. Впрочем, все трое уже второй год занимаются историческим фехтованием и, естественно, ориентированы на прикладные аспекты.

Действительно, по всей стране расширяется сеть военно-исторических клубов, клубов ролевого моделирования и т.п. организаций. Участие в них привлекательно для молодежи с разным уровнем образованиями и даже с разными интересами. Остаётся только «направить» их энергию в нужное русло (хотя дело это не из простых).

Активное внедрение в музейную практику практики экспонирования нематериальных объектов с интерактивными элементами весьма перспективно с точки зрения повышения уровня популярности музеев среди молодежи.

Для многих народов устное и нематериальное культурное наследие является основным источником идентификации. Такие проявления нематериального наследия, как традиционная народная музыка, танцы, праздники, устные традиции и языки находятся под угрозой исчезновения. Неосязаемая природа этого наследия делает его уязвимым к изменениям. Один из наиболее эффектных путей сохранения нематериального наследия – это сохранение посредством записей, архивирования, а также активная поддержка мастеров-носителей и молодых исполнителей фольклорных традиций.

В 2003 г. на 32-й Генеральной конференции ЮНЕСКО была принята "Конвенция по вопросам охраны нематериального культурного наследия", являющаяся дополнением к принятой в 1972 "Конвенции ЮНЕСКО по вопросам охраны мирового культурного и природного наследия". Данная Конвенция регулирует отношения в области сохранения нематериального наследия.

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Премия имени Аркадия и Бориса Стругацких
Международная литературная премия в области фантастики имени Аркадия и Бориса Стругацких («АБС-премия») — международная литературная премия, которая вручается ежегодно решением специального жюри за лучшие произведения литературной фантаст ...

«Аленушка»
В. Васнецов в своих картинах передает всю гамму человеческих чувств. Если в богатырях он передает, мощь и силу то в картине Аленушка автор передал печаль, задумчивость и красоту деревенской девочки. Васнецов рассказывал своему брату, что ...

Взаимосвязь моды и субкультуры
Сейчас попытаемся выяснить, как связаны такие разные, а в чем-то даже противоположные понятия. Итак, молодежная субкультура — это чаще всего результат неудовлетворенности молодого человека тем, что происходит в обществе. Это попытка следо ...

ИНТЕРЕСНОЕ

Народные промыслы

Произведения русского народного искусства могут многое рассказать о русском характере...

Музыка как вид искусства

Народное творчество вообще и народная музыка в частности, зародившееся в древности...

Навигация