На самой высшей ступени сословной лестницы стояли мурзы, султаны, князья. Они владели огромными богатствами, стояли во главе аулов и решали все политические и экономические вопросы. Их интересы защищало царское правительство, В 1822 г. по указу императора Александра I ногайскому приставу, владельцу огромных богатств генерал-майору Султан-Менгли-Гирею по выходе его в отставку было назначено «сверх получаемого им ныне пенсиона по 4800 рублей ежегодно отвести в вечное и потомственное владение 5 тысяч десятин земли»[12, С. 351].
С середины XIX в. развитие товарно-денежных отношений стало разрушать веками устоявшиеся натуральный характер и патриархальную замкнутость Ногайского хозяйства, углублять имущественное расслоение. Особенно оно усилилось после отмены крепостного права, когда князьям, мурзам, султанам не всегда удавалось переустроить свое хозяйство на капиталистический лад. Многие из них продавали или сдавали в аренду свои земельные угодья и в конечном итоге разорялись. Арендаторами и покупателями земель часто становились кулаки, богатевшие в результате эксплуатации бедноты, торговли, земельных спекуляций. Таковы были, например, Ибрагим Карасов и Ибрагим Найманов из аула Нижне-Мансуровского, которые завладели тысячами голов скота, держали почтовые разъезды. Аналогичные имущественные и социальные изменения происходили в Ногайских степях. Свыше десятой части ногайского населения влачило жалкое существование, еще около десятой части вообще не имело никакого имущества.
Для внутреннего управления аулом или кочевьем на год избирались голова, двое старшин и казначей, а в каждом ауле, состоящем не менее как из десяти кибиток, выбирается, сверх того, староста и десятник. Как правило, эти лица были из тех же князей и мурз, которые решали все дела в пользу знати. Аналогичным было положение и при решении других вопросов, которые духовенство решало по шариату, а совет старейшин — по адату. «Дела между ними разбираются . по произволу князей, которые, пользуясь своей властью, назначают для разбирательства . афендиев, исполняющих желания князей. Дела по адату решаются также неправильно, потому что выбранные для этого люди почти беспрекословно соглашаются заранее с желанием князей. Штрафы взыскиваются с народа в пользу князей скотиной или деньгами, несмотря ни на какое состояние»,— сообщалось в документе 1852 года[12, С. 146]. Имея власть, князья, султаны и мурзы сами определяли границы пастбищ.
Ниже князей, мурз и султанов на сословной лестнице стояло духовенство. К 1834 г. по левому берегу Кубани в девяти аулах насчитывались 34 человека мулл и эфенди. Функции духовенства заключались в отправлении мусульманских обрядов; доходы духовенства складывались из «зеката» (сороковая доля доходов населения), «суьр» (десятая доля доходов семьи), платы за участие в судебных разбирательствах, венчании и похоронах.
Особую ступень сословной лестницы составляли уздени, фактически зависимые от князей, мурз и султанов. Уздени состояли в подчинении мурз, имели голос в общественных делах.
В XIX в. среди кочевых ногайцев имелись старейшины (акъсакъалы). Они руководили мелкими племенными подразделениями.
После реформы феодальные формы эксплуатации стали отходить на задний план, по сравнению с кабальными (например, помочи-талакъа) и новыми капиталистическими. Поэтому классовая борьба, выражавшаяся в угоне скота, поджоге сена богачей и т. п., не прекращалась вплоть до Великой Октябрьской социалистической революции.
Еще по теме:
Понятие «Возрождения» и периодизация эпохи
Средние века, а точнее период перехода от средневековой культуры к культуре нового времени (XIV-XVII вв.), называют Эпохой Возрождения.
В это время в обществе преобладают антифеодальные настроения, гуманистические мировоззрения, обращени ...
Литература
«Общая политика в области литературы проводилась такими лидерами партии как А.В. Луначарский, А.К. Воронский, Л.Д. Троцкий и др. По крайней мере, в этой области Луначарский среди них на тот момент играл самую важную роль. Хотя лидеры имел ...
Идейная композиция диалога Платона "Пир"
"Сюжетно" платоновский диалог предстает как череда позиций, высказываемых различными участниками застолья в речах, призванных восхвалить Эрота. Однако разные высказываемые точки зрения предстают лишь при внешнем восприятии тракт ...