Однако не все ногайцы, особенно в Дагестане и Ставрополье, стремятся к сближению с Чеченской Республикой. Сегодня на 55-м км главной дороги Терекли - Кизляр, по которой осуществляются все связи Ногайского района внутри республики и выход за ее пределы, на протяжении семи километров вклинивается административная граница Чеченской Республики, установлен блок-пост, таким образом, поездки внутри Ногайского района приходится осуществлять через блок-пост Чеченской республики с вытекающими отсюда последствиями.
Большую роль и влияние на политическое сознание жителей Ногайской степи оказывает то, что они находятся в информационном и коммуникационном вакууме. Ногайцы, живущие в республиках Дагестан и Ичкерия и Ставропольском крае, не имеют между собой нормального общения. Нет общей газеты, не говоря уже о современных средствах связи, межрегиональном телевидении и радиовещании. Между районами проживания ногайцев в указанных субъектах федерации нет хороших с твердым покрытием дорог. Все вышеперечисленное не способствует развитию и существованию ногайцев как единого этноса. Идеологический вакуум, как правило, заполняется идеологией национального возрождения в различных ее выражениях - от духовного возрождения до политического и культурного изоляционизма.
Отсюда и постановка ногайцами вопроса о политическом самоопределении и создании своего автономного образования в рамках Российской Федерации. Решение этого вопроса весьма проблематично, так как для этого необходимо, как минимум, согласие трех субъектов: Чечни, Дагестана и Ставропольского края. В Шелковском и Нефтекумском районах высок уровень совместного проживания, и ногайцы составляют там меньшинство, хотя села, граничащие с Ногайским районом республики, почти полностью ногайские. Поэтому в плане гражданского согласия проблематичность не меньшая, чем на властном уровне. Сегодня, с учетом политической обстановки на Северном Кавказе, вопрос автономизации ногайцев не стоит так остро, но и не снят вообще.
Проблему разделенности ногайского народа реальнее всего решить путем сближения народов трех вышеупомянутых субъектов РФ. Поэтому в последнее время среди ногайцев все чаще поднимается вопрос о создании единого информационно-культурного центра, который способствовал бы решению культурных, образовательных проблем ногайского народа, это укрепило бы в сознании ногайцев уверенность, что они являются неотъемлемой частью единой России. Осуществление системы мер по сохранению самобытности ногайского народа, решение многих культурно-образовательных проблем, безусловно, снимет остроту в межнациональных отношениях в регионах проживания ногайцев.
Половцы, появившиеся в начале XI века на Северном Кавказе, поглотили в своем составе ослабевшие племена печенегов (канглы) и более древних жителей этих степей хазар. Даже появление монгол в XIII веке и подчинение Чингизидами половцев не дало желаемого результата по очень простой причине: количество монголов во вновь созданном государстве – Золотая Орда – было незначительно по сравнению с коренными жителями, половцами. По меткому выражению академика В.Жирмунского: «Земля одержала верх над поработителями, и все они стали говорить на половецком языке». В 1391 г. на обломках Золотой орды возникла наравне с другими Ногайская орда, просуществовавшая, видоизменяясь, до 1783 года. От того периода на Северном Кавказе осталось огромное множество исторических источников: ногайские кладбища в Пригородном районе Северной Осетии, на р. Лабе, Урупе и многих других местах. Но наиболее ярким свидетельством того, что ногайцы являются древнейшими жителями, является сохранившаяся топонимика. В названиях рек, озер, населенных пунктов: Егорлык – река, текущая в возвышенном месте, Ташла – каменистая, Чла – седой, Карамык – послен, Бешпагир (Бесбакыр) пять бедняков, Калаус – скалистая вода, Ашы – кулак – Горькая балка. Озер: Буйвола (Бий - Бала) – ребенок правителя, Сенгелевское (Казма) – копать, Китаевское, Бурлацкое сравните кытай и бурлак – название ногайских племен, Томузловке (Тамыз) – капля. Этот список можно продолжать до бесконечности.
На современном этапе ногайцы сохранили свою территорию в основном в Ногайской степи, где расположены более 60 ногайских аулов, из них 18 в Нефтекумском районе, это: Ачикулак, Бияш, Каратюбе, Новкус-Артезиан, Артезиан-Мангит, Каясула, Ямангуй, Бесей, Уч-тюбе, Тукуй-Мектеб, Зункарь, Абрам-Тюбе, Махмуд-Мектеб, Кунай, Мурзабек, Левопадинская, Найко, Согуляки, в Степновском районе: а.Али-кую за пределами Ногайской степи в Пятигорье: а. Канглы, на Кубани: а. Карамурза. В Ставропольском крае на своих этнических территориях расположены 22 ногайских аула. Численность ногайцев, по последним данным достигает 35 тыс. человек.
Еще по теме:
Новодевичий монастырь
Монастырь (греч. μοναστήριον) — религиозная община монахов или монахинь, имеющая единый устав. Представляет собой единый комплекс богослужебных, жилых, хозяйственных построек, им прин ...
Предпосылки появления проблемы сохранения и использования нематериальных
объектов наследия
На деле музеи уже не первый год и даже не первое десятилетие сохраняют объекты нематериальной культуры (по крайней мере, некоторые из них – преимущественно те, которые связаны с фольклором, производственным процессами, отчасти с традицион ...
Ткани
Основными тканями, применявшимися для народной крестьянской одежды, были домотканые холст и шерсть простого полотняного переплетения, а с середины XIX в. – фабричные шелк, атлас, парча с орнаментом из пышных цветочных гирлянд и букетов, к ...