Монеты в изучении античности. Монеты иллюстрируют наши знания о прошлом. Они дополняют записи древних писателей, данные археологических раскопок — ведь изображения на монетах сопоставимы с древними памятниками искусства. В итоге перед нами возникает правдивая картина прошлого, в которой каждый факт и каждая деталь занимают свое место, проверяют и подтверждают друг друга.
На монетах Римской империи очень часто изображали празднества, спортивные игры, сцены из мифов. Эти монеты помогают изучать древний быт и религию, часто превращаясь в прекрасные иллюстрации истории Древнего Рима. Знаменитые исторические и легендарные события, описанные древними писателями, оживают на монетном поле. Есть денарий, 129 г. до н. э., иллюстрирующий легенду об основании Рима. Два близнеца — Ромул и Рем и волчица, их вскормившая, изображены на этих монетах. Рядом стоит пастух Фавстул, нашедший близнецов. Мы можем любоваться сценами, изображающими голосование в одном из учреждений Древнего Рима, или бегство легендарного Энея из Трои, или похищение сабинянок. Сын знаменитого диктатора Суллы в память о своем отце приказал изобразить на монетах сцену передачи мавританским царем Бокхом пленного нумидийского царя Югур-ты, восставшего против власти Рима. Эта сцена рассказывает о блестящей победе Суллы в борьбе с Югур-той.
Исторические события часто изображались в виде аллегорий. Например, разрушение римским императором Иерусалима на монетах символизировалось фигурой женщины Иудеи, плачущей под пальмой.
Часто монеты говорят о том, что завоеванные Римом и безжалостно эксплуатируемые им провинции восставали и пытались сокрушить Рим. В 90—88 гг. до н. э. так называемые союзники Рима — подчиненные ему племена на Италийском полуострове — подняли войну против своего поработителя и отчеканили монеты, на которых изображен италийский бык, бодающий римскую волчицу.
Наивно, но красноречиво показали на монетах враги Рима свои цели.
В имперском правлении, в мобилизации под единой власть всех сил в государстве видел Цезарь путь к сохранению и умножению мощи Рима. Он выпустил монеты с своим портретом, именем и изображением слона кап символа силы. А его убийца — один из вождей противоположного лагеря, сторонников старых республиканских аристократических свобод, — Брут отчеканил такую монету: фригийский колпак с двумя кинжалами означали свбоду и напоминали об убийстве Цезаря. И чтобы не оставалось ни у кого сомнений, здесь же была надпись «Иды марта», т. е. день, когда пал Цезарь.
Монеты ярко показывают, что римляне очень хорошо понимали агитационное, пропагандистское значение монет, в сотнях и тысячах экземпляров расходящихся среди населения. Это использовали императоры, чтобы; всюду распространять сведения о своих титулах и должностях, показывать народу, что они сосредоточили в своих руках все верховные религиозные и гражданские посты, в том числе и старые республиканские. Мы читаем на монетах: «Тиберий Клавдий Цезарь Август, верховный жрец, трибун, император» или «Император Цезарь Нерва Траян Август Германский, верховный Понтифик (т. е. глава религии), обладающий трибунской властью, консул в четвертый раз, отец отечества».
Откуда появилось слово «монета»? Ответ дают римские серебряные монеты. На монете магистрата Тита Каризия (45 г. до н. э.) на лицевой стороне изображена голова богини и написано «Монета». Это слово было сначала одним из прозвищ богини Юноны. Означало оно «богиня-предупредительница». В ее храме расположился монетный двор. В честь его и богини Юноны чеканные деньги стали называться монетой. На оборотной стороне денария изображали набор инструментов монетного двора: клещи, которыми держали раскаленный слиток, и четырехгранный столбик — нижний штемпель. Здесь же изображена и остроконечная шапка с лавровым венком — принадлежность бога Вулкана, покровителя кузнечного ремесла.
Еще по теме:
Пространственная модель мира в
германо-скандинавской мифологии
Пространственная «модель мира» скандинавской эддической мифологической системы включает «горизонтальную» и «вертикальную» проекции (переход от одной к другой предполагает некоторые трансформации).
Горизонтальная проекция антропоцентрична ...
Питер Брейгель Старший
Вершиной нидерландского искусства XVI в. является творчество Питера Брейгеля Старшего, прозванного "Мужицким" (родился между 1525 и 1530 гг., умер в 1569 г.). В начале своей творческой деятельности Брейгель создал ряд сатирическ ...
Письменность
Месопотамия – один из важнейших центров мировой культуры. Первопроходцами на пути создания этой культуры были шумеры, достижения которых были усвоены и развиты дальше вавилонянами и ассирийцами. Начальные этапы месопотамской культуры были ...