В 1960–70‑х гг. в кино пришла группа молодых режиссёров, фильмы которых затрагивают животрепещущие социально-экономические проблемы: положение рабочих («Вороний квартал», 1965, «Одален‑31», 1969, «Джо Хилл», 1971, режиссёр Б. Видерберг), проблемы молодёжи («Ула и Юлия», 1967, и «Мечта о свободе», 1969, режиссёр Я. Хальдофф, «Эльвира Мадиган», 1967, режиссёр Видерберг, «Любовная история», 1970, режиссёр Р. Андерсон). Мировое признание получили фильмы для детей – серия картин У. Хельбома по книгам А. Линдгрен о Пеппи (1968–71) и «Карлсон на крыше» (1974). Вместе с тем для ряда режиссёров характерно откровенно натуралистические изображение сексуальных отношений, подменяющее раскрытие причин духовной деградации шведского общества, фильмы Т. Викмана, Б. Форслунда, Б. Торна. В 1971 был выпущен совместно советско-шведский фильм «Человек с другой стороны». Ежегодно выпускается 15–20 художественных фильмов. В прокате доминируют американские фильмы, смакующие насилие и жестокость. Резко упала посещаемость кинотеатров (в середине 50‑х гг. существовало около 2,5 тыс. кинотеатров, а во 2‑й половине 70‑х гг. – 1,2 тыс.). С 1963 работает киноинститут, при котором существует киношкола (с 1965). Кинокритики и теоретики кино: Б. Идестам-Альмквист, Р. Вальдекранц, Л. Бергстрём, Х. Шейн. Издаются журналы по вопросам кино: «Chaplin» (с 1959), «Film och bio» (с 1967).
Музыка. Музыка – эта та сфера, в которой наиболее отчетливо проявляются различия между народами Северной Европы. Воинственные оркестровки симфонических опусов финского композитора Сибелиуса отражают героизм его маленького народа, противостоящего набегам иноземных захватчиков, волков и комаров. Норвежец Григ талантливо выразил горе молодой девы, доящей свою корову на вершине скалы, чьи падающие в молоко слезы по потерявшемуся в бескрайнем мире возлюбленному безнадежно испортили надой. А в Дании молоко, свертываясь до консистенции сырной массы, на этом не останавливается, а превращается в полифонические диссонансы Нильсена. Шведская музыка совершенно уникальна: она дарит слушателю удивительное умиротворение, поскольку вообще не навевает никаких образов. В ней нет оркестровых вихрей, они сведены лишь к легким бронхиальным хрипам концертино. Парад струнных заменяют нежные стоны видавшей виды скрипки, а вместо ударных ритм в размере три четвертых отбивают дробные притопы ботинок об пол. Но не забудем, однако, что Швеция – это родина нескольких знаменитых певцов, и украшением этого созвездия являются Йенни Линд, Биргит Нильссон и, конечно, четверка «АББА». Швеция трижды выигрывала конкурс песни на Евровидении и не раз добивалась шумного успеха на других музыкальных фестивалях. Такое везение скорее можно объяснить с помощью теории вероятностей, а не самой музыки, поскольку северные страны обычно голосуют друг за друга, за исключением одной только Швеции, которая неизменно отдает свои голоса самым безнадежным конкурсантам. Впрочем, это тоже вполне объяснимо, да и вполне в шведском духе – кто-то ведь должен поддержать заведомого неудачника, особенно если ты претендуешь на титул Совести Мира.
Балет. С 1638 в Стокгольме силами французских артистов при королевском дворе периодически ставились балетные спектакли. Первая постоянная труппа под рук. Л. Галлодье была создана при шведской Королевской опере, открытой в 1773. Балеты ставили датский балетмейстер Ант. Бурнонвиль (с 1785) и Л. Делан (с 1809). Первый шведский балетмейстер А. Селиндер в 1843 познакомил зрителей с романтическим балетом Ф. Тальони «Сильфида» композитора Ж. Шнейцгоффера; Селиндер вводил в спектакли шведские народные танцы.
В 20-е гг. была создана труппа «Швед. балет», выступавшая в 1920–25 в Париже; в её репертуаре были поставлен балетмейстером Ж. Бёрлина преимущественно с музыкой французских композиторов (Д. Мийо, Э. Сати) и в оформлении французских художников (Ф. Леже и др.). Бёрлин поставил также несколько балетов с музыкой шведских композиторов: например, «Ночь на Ивана Купалу» Х. Альвена, где использовался шведский фольклор. Ведущими танцовщиками этого периода были К. Ари, Е. Хассельквист. В 30-е гг. шведский балет испытал сильное влияние экспрессионистического танца, пропагандистом которого был Ю. Альго. В 40–50-е гг. в репертуар балетной труппы шведской Королевской оперы включались спектакли классического наследия («Спящая красавица» П.И. Чайковского и др.) в постановке финского балетмейстера Г. Ге (в годы 2-й мировой войны) и англичанки М. Скипинг (с 1953). Наряду с этим шведские хореографы продолжали широко использовать свободный танец. 1967 Крамер возглавляет созданную им труппу «Крамер-балеттен», где спектакли в значительной мере основаны на фольклоре. Балетмейстер Б. Кульберг поставил в шведской Королевской опере, в труппе «Кульберг-балеттен» (осн. в 1967) и на телевидении балеты «Фрекен Юлия» Т. Рангстрёма (1950), «Адам и Ева» Х. Русенберга (1967), «Бунт» на музыку Б. Бартока (1973); Постоянные балетные труппы имеются также в Гётеборге (руководитель Э.М. фон Розен) и Мальмё (руководитель К. Борг). Наиболее известные артисты: в 40–50-х гг. танцовщицы Б. Аппельгрен, Э. Раш, Г. Линдгрен, танцовщики Т. Родин, братья Ю. и М. Менгарелли; в 60–70-х гг. танцовщицы И. Броссе, М. Ланг, К. Линдстрём, Б. Шёльд, танцовщики Н.О. Хёгбум, В. Клавсен, П.А. Сегерстрём и др.
Еще по теме:
Методы культурологических исследований
· Эволюционный метод
· Структурно-функциональный метод
· Диффузионизм и символический интеракционизм
· Диффузионизм
· Символический интеракционизм
Основные понятия культурологии: культура, цивилизация, функции культуры, культурогенез ...
Одежда и обувь
Традиционные хозяйственные занятия народности и географические условия определяли типы одежды и обуви, их покрой и используемый материал.
В момент прихода русских на Камчатку основным материалом для пошива одежды служили шкуры оленей, со ...
Позднеримский период творчества
Черты искусства позднего Возрождения, обозначившиеся в капелле Медичи, усилились в последующих работах Микеланджело. Этот наиболее сложный и противоречивый период творчества начинается с 1534г. и охватывает три последних десятилетия его ж ...