Культура и быт кыргызов в начале XVIII - конце XIX в. На всех сторонах богатой и самобытной культуры киргизского народа, уходящей своим началом в древность, лежал глубоких" отпечаток патриархально-феодальных устоев н кочевого образа жизни. Вместе с тем ее традиционные формы начинают до некоторой степени изменяться под воздействием новых условий развития киргизского общества.
Постепенное нарастание процесса оседания привело к своеобразному сочетанию кочевых и оседлых форм культуры, которое стало особенно сказываться в начале XVIII-в конце XIX в. Это было во многом связано и с объективно прогрессивными последствиями вхождения Киргизии в состав России, усилением экономических и культурных связей киргизов с русским народом, а также с соседними народами Средней Азии и Казахстана. В материальной культуре киргизского народа выделяются Два комплекса, условно именуемые северным и южным. Их возникновение было обусловлено физико-географическими, историческими и хозяйственно-культурными особенностями юга и севера Киргизии. В сложении этих комплексов определенную роль играло общение южных киргизов с узбекским, таджикским, русским, а северных киргизов - с русским, украинским, казахским, татарским и другим населением. Однако, несмотря на эти локальные особенности, материальная культура киргизского народа была единой и носила общие этнические черты. В течение второй половины XVIII - начале XIX в. тип поселения у киргизов постепенно менялся в связи с изменением исторических условий их обитания. До конца XIX в. киргизское население жило по преимуществу большими аилами - общинами, организованными по родовому признаку. Величина аила не была постоянной. В период кочевания на сезонных пастбищах - весенних, летних, осенних - аилы уменьшались, а во время пребывания на зимних стойбищах - увеличивались. По свидетельству русских путешественников, еще в 50-70-х годах XIX в. некоторые аилы-общины насчитывали подчас сотни юрт. Так, по сообщению акад.В. В. Радлова, "... кара-киргизы не живут аулами, а целым родом (племенем) в непрерывном ряде юрт по берегам рек, тянувшемся иногда на 20 и более верст".Г.С. Загряжский также отмечал, что "киргизы стояли всегда большими аулами, кибиток по 200 и более". Это во многом обусловливалось интересами обороны во время нередких междоусобных феодальных столкновений и внешних нападений. Показательно, что после вхождения Киргизии в состав России и прекращения межфеодальных распрей и набегов извне аилы к началу XX в. стали сравнительно небольшими по размерам.
Основным типом жилища у киргизов вплоть до Октябрьской революции была юрта3 - характерное порождение кочевого образа жизни. Восходя к древнетюркским традициям, юрта вобрала в себя лучшее из многовекового опыта народа. Киргизские племена, занимавшиеся кочевым скотоводством в горных условиях, выработали наиболее удобный для этих условий тип переносного жилища, которое легко разбиралось, перевозилось на вьючных животных и снова устанавливалось.
В различных районах Киргизии юрта имела своеобразную форму. Так, на юге Киргизии, а также в Таласской и Чаткальской долинах она отличалась немного уплощенным, сферическим куполом, на севере же Киргизии он был более высокий. Юрта состояла из деревянного остова и войлочного покрытия.
Юрты манапов и баев выделялись большими размерами и сооружались из 8-12 звеньев - решеток, покрытых белой кошмой. Как правило, такие юрты снаружи и внутри богато украшались различными орнаментированными изделиями из войлока, аппликациями, плетеной узорчатой бахромой, разноцветными кистями (чачык) и узорной тесьмой (терилген боо).
Помимо юрты у киргизов существовал ряд других перекосных жилищ сезонного характера. Это прежде всего так называемый сайма алачык (шалаш). Близок к нему алачык - жилище табунщиков, пастухов на летнем пастбище и сезонные жилища - -жолум уй, состоявшие из двух решетчатых звеньев юрты и жердей.
В южных районах Киргизии был распространен еще один вид временного жилища - тегирмек из составленных в круг трех крыльев решетчатых стен юрты, обернутых циновкой и покрытых вверху кошмой, а чаще всего тканью. На высокогорье табунщики нередко использовали как временное жилище "сой. ю-мо" из двух сведенных стенок юрты.
На протяжении веков усовершенствовалась не только сама юрта, но и ее интерьер. Правая сторона от входа юрты считалась женской половиной (эпчи жак). Здесь размещались красочные сумки из войлочных аппликаций или ткани (терме), аяк кап, кузгу кап и. п., в которых находились головные уборы хозяйки, а также располагалась кухонная утварь. Место для хранения пищи отделялось ширмой из орнаментированной циновки (чыгдан).
Другая, противоположная сторона считалась мужской (эр жак). Там вешали на шесте (бакан) лучшую одежду и головные уборы мужчин, а ближе к выходу - конское снаряжение.
Место напротив входа являлось самым почетным (тер). У этой части стены ставили в ряд сундуки, на которые укладывали малоупотребляемые в повседневном быту красочные узорные кошмы, ковры, а поверх них в несколько рядов - одеяла, свернутые в валик; чем их было больше, тем зажиточнее считались хозяева. Такое сооружение называлось жук. На пол юрты стлали самые лучшие кошмы - шырдаки, а на них узкие стеганые одеяла (твшвк), либо меховые подстилки (келдвлец). Тер был центром юрты. Здесь принимали почетных гостей, расстилая перед сидящими скатерть - достархан. Посередине разводили огонь, готовили пищу. Это место называлось коломто.
Богатые приготавливали пищу в специальных юртах - аш-кана. Бедняки жили в прокопченных маленьких юртах (баз уй, кара уй), где размещался не только их незатейливый скарб (постель, посуда и т.д.), но в холодное время года и новорожденные телята и ягнята.
Для зимних стоянок (кыштоо) выбирались места, защищенные от ветра, на солнечной стороне горных склонов, вблизи от водных источников. Рядом с юртой сооружались загоны для овец, навесы, сараи для лошадей, крупного рогатого скота. Здесь же располагались и полуземлянки самых бедных киргизов (жер кепе или жер теле), которые наполовину врастали в землю и не имели окон. Их заменяло дымовое отверстие в крыше. Очаг находился в центре жилья. С течением времени возводились глинобитные жилища. Двор нередко обсаживался деревьями, преимущественно тополями и ивой, необходимыми для строительства. Так на местах некоторых временных зимовий появлялись постоянные селения.
Под влиянием узбеков и таджиков еще в первой половине XIX в. такие поселения возникли в Южной Киргизии (Кара-Булак, Баткен, Беш-Булак, Монок, Кыргыз-Кыштак и др.). После вхождения края в состав России, в конце XIX - начале
XX в., количество селений увеличивается за счет оседавших бедняков. Однако ко времени Октябрьской революции дело не дошло до прочной оседлости. В киргизских селениях Ферганской долины, как правило, находились базар, чайхана, мечети.
В связи с разработкой каменноугольных копей Сулюкты, Кызыл-Кия, Кок-Янгака, Таш-Кумыра возникли рабочие поселки без определенной планировки и какого-либо благоустройства.
Заметное влияние на складывание облика киргизских селений на севере Киргизии оказывали русские и украинские переселенцы. Первое из оседлых селений киргизов в Чуйской долине - Таш-Тюбе (Пишпекский уезд) - было основано в 1899 г. В последующие годы и в Прииссыккулье возник ряд киргизских селении: Тепке. Чырак, Темировка, Таштак4 и др.
Киргизские селения в северной части края по планировке нередко напоминали переселенческие, но в отличие от последних имели мало садов и огородов и, как правило, рядом с домом еще ставилась традиционная юрта. Несколько выделялось в этом отношении селение Таш-Тюбе. Здесь, по примеру русских, вдоль одной прямой улицы, обсаженной тополями, строились дома с двускатными камышовыми крышами и небольшими окнами. В некоторых селениях преобладали деревянные дома. Были и смешанные русско-киргизские селения, как, например, Дархан, возникшее в 1912 г.5 Отдельные баи и манапы в Чуйской и других долинах строили капитальные дома европейского типа, обзаводились садами и огородами.
В южных районах преобладал ферганский тип жилища - дома с плоской или двускатной крышей, открытой террасой (айвам) во всю длину и окнами, обращенными во двор. EJ западной части Алая встречались дома памирского типа, отличавшиеся деревянно-ступенчатым перекрытием. Здесь жилые и хозяйственные помещения находились под одной крышей, которая покоилась на деревянных подпорках. Окна в таких домах отсутствовали, их заменяло дымовое отверстие в крыше. В технике домостроения в южных районах Киргизии проявлялись традиции узбекских и таджикских мастеров, а в северных - русских и украинских.
В постоянном жилище киргизов в большинстве случаев сохранялся интерьер юрты. Но под влиянием русского и украинского населения в домах некоторых киргизов Иссык-Кульской котловины и Чуйской долины стала появляться мебель - деревянные столы и кровати, а также фабричная утварь - чашки, подносы, котлы и т.д.
Еще по теме:
Музей Святителя Иоасафа
Музей открыт в 1999 г. как филиал БГИКМ. В экспозиции музея предполагается разместить 6огато иллюстрированный материал из жизни Святителя Иоасафа от его рождения до преславной кончины и подлинные вещи, принадлежавшие Святителю.
Часть экс ...
Мадонны Рафаэля
С творчеством Рафаэля (1483 – 1520) в истории мирового искусства связывается представление о возвышенной красоте и гармонии. Принято считать, что в созвездии гениальных мастеров Высокого Возрождения, в котором Леонардо олицетворял интелле ...
Материальная и духовная культура Устюженского края в 1920-1930 годах
Объектом данного исследования является Устюжна - небольшой город районного значения, расположенный на юго-западе Вологодской области. Город известен с 1252 года. Известен как центр металлургического производства вплоть до ХУШ века. Край б ...