Музыкальные традиции киргизского народа глубоки и самобытны. В них, как и в устном народном творчестве, отражена многовековая история народа, его надежды, чаяния, радости и горести. Музыка сопутствовала всей Жизни киргиза - со дня его рождения и до смерти, она звучала на высокогорных джайлоо, шумных базарах, в юртах, при рождении детей, на свадьбах, похоронах, при отправлении воинов в поход, на народных играх, молодежных празднествах. Несмотря на отсутствие нотной грамоты, киргизский народ сохранил образцы своей музыки и донес их до нашего времени38.
Киргизская музыка носит в основном светлый, жизнерадостным, лирико-эпический характер. Вместе с тем в ней нередки сосредоточенные, углубленные, пли наоборот, игривые, задорно-плясовые напевы и наигрыши. Большой сплои обладают мелодии речитативного склада в эпосе, акынском песнетворчестве, но часты и широкие протяжные песни - массовые, пастушеские. Речитативное начало в большой степени свойственно музыке юга Киргизии, распевность же скорее характерна для ее северных районов.
Важной особенностью киргизской музыки являлась жизненная конкретность художественных образов, навеянных социальными условиями, бытом, природной средой, окружавшей кочевников-скотоводов. Ансамблевое исполнение не получило в ней широкого распространения, оно проявлялось лишь в зачаточной форме, да и то в редких случаях (например, групповое исполнение некоторых песен пастухами). Заметное место в киргизской музыке занимали танцевальные мелодии и ритмы, а в некоторых молодежных играх присутствовали элементы мимики и пластики.
По жанровым признакам музыка делилась на инструментальную и вокальную. Вокальное творчество, как правило, было представлено одноголосием, в инструментальной музыке употреблялось двух - и трехголосное изложение, а при исполнении песен с инструментальным сопровождением на трехструнном комузе местами возникало и четырехголосное сочетание.
Киргизский музыкальный инструментарий был невелик, но достаточно разнообразен. Его составляли духовые - чоор, сур-най, керней; ударные - добулбас, dan, добул доол; струнные - щипковый - комуз и смычковый - кыл-кыяк; язычковые - те-мир-комуз (железный комуз) и его разновидность - жыгач ооз комуз (деревянный губной комуз).
Инструментальные пьесы носили название кюу (куу). "Кюу - душа народа", "кюу - крылья человека" - так говорилось в киргизских поговорках. Хранителями п исполнителями кюу были народные музыканты, мастерски владевшие различными инструментами.
Народ до сих пор хранит и с любовью упоминает имена таких создателей киргизских песен и шоу, как Джайсан, Толубай сынчы, Санчы п др. Их дело продолжали выдающиеся народные музыканты: Музооке, Белек, Куренкей, Беккетен, Майлыбай, Капал. Затем эстафету подхватили видные певцы и комузпсты, жившие в конце XIX - начале XX в., - Ниязаалы, Айдараалы, Бурулча, Жаптакбай, Чынгышбай, а навстречу этим талантам шли Токтогул, Муратаалы, Карамолдо, Жолой, певцы Сыртбай, Коргоол, Боогачы, Актан.
Среди музыкантов прошлого выделялся дед великого акына Тоголока Молдо (Байымбета Абдрахманова) Музооке Жаманка-раев (1802-1878). Он был известным в свое время манасчи, акыном и комузистом. Музооке - автор ныне признанных классическими кюу "Музоокенин муцдуу куу" ("Печальный кюу Музооке"), "Казба-йыр" (название местности), "Кукук-Зейнеп" ("Кукушка-Зейнеп"), "Керме-тоо" ("Цепь гор"), "Конур каз". ("Темно-бурый гусь"). Особенно обращает на себя внимание первый из них - "Печальный кюу Музооке", приобретший широкую популярность в народе. В этом автобиографическом кюу автор повествует об одном из драматических эпизодов своей жизни, когда он был подвергнут издевательствам со стороны манапа Стана.
Еще по теме:
Характерные особенности искусства XX века
Иррациональность становится одной из характерных особенностей искусства XX в. Его питают достижения в области философии фрейдизма и экзистенциализма, чье влияние становится весьма ощутимым. Сами художники все чаще обращаются к философии, ...
Одежда и обувь
Традиционные хозяйственные занятия народности и географические условия определяли типы одежды и обуви, их покрой и используемый материал.
В момент прихода русских на Камчатку основным материалом для пошива одежды служили шкуры оленей, со ...
Пик гения: гармония между
разумом и чувством
В дальнейшем эмоциональный момент в творчестве Пуссена оказывается в большей мере связанным с организующим началом разума. в произведениях середины 1630-х годов художник достигает гармонического равновесия между разумом и чувством. Ведуще ...