В середине XIX века Россия пережила сильные потрясения:
Поражением закончилась Крымская война, умер Николай I,
Взошедший на престол Александр II осуществил долгожданную отмену крепостного права и многие другие реформы. Ощущалась острая потребность в переменах, и
в обществе бурно обсуждались возможные пути развития страны.
В 1862 году Совет Санкт-Петербургской академии принял решение уравнять в правах все жанры, отменив главенство
исторической живописи. Золотую медаль теперь присужда-
ли независимо от темы картины, учитывая только её досто-
инство. Однако «вольности» просуществовали в стенах
академии недолго.
В 1863 году молодые художники-участники академичес-
кого конкурса подали прошение «о дозволении свободно
выбирать сюжеты тем, которые сего пожелают, помимо
заданной темы ». Совет академии ответил отказом. То, что
произошло дальше, в истории русского искусства называют
«бунтом четырнадцати». Четырнадцать учеников исторического класса не пожелали писать картины на предложенную тему
из скандинавской мифологии и демонстративно подали прошение –
о выходе из академии. Оказавшись без мастерских и без денег,
бунтари объединились в своеобразную коммуну – Артель художников, которую возглавил живописец И. Н. Крамской.
Артельщики принимали заказы на исполнение различных художественных работ, жили в одном доме, собирались в общем зале для бесед, обсуждения картин, чтения книг.
В 70-х гг. по инициативе художника Г.Г. Мясоедова возникло новое, не зависящее от академии объединение – Товарищество
передвижных художественных выставок. Эта организация устраивала ежегодные выставки, показывала их в разных городах России.
Передвижники создали искусство, которое должно было говорить правду о жизни, и прежде всего о русской жизни, - реалистическое искусство.
Быть верным действительности для художника-реалиста означало не только точно воспроизводить узнаваемые подробности быта,
обстановки, одежды, но и передавать типичность ситуаций и характеров. Картины передвижников заставляли задуматься
над общественными вопросами, сострадать тем, кто несчастен
и обездолен.
С Товариществом передвижных выставок были связаны почти
все знаменитые художники-реалисты 70-80-х гг.
В живописи передвижников на первый план выдвинулся бытовой жанр. Главной темой стало изображение народной жизни (в то время для многих слова «реализм» и «бытовой жанр» звучали почти как синонимы).
Еще по теме:
Фольклорная топонимика Петербурга
Опыт создания альтернативной топонимики уходит своими корнями в раннюю историю Петербурга. Первые строители новой столицы, встречаясь с непривычными для русского слуха «чухонскими» названиями, тут же переделывали их на свой лад. Финская д ...
Детское творчество и развитие художественных способностей
При традиционных формах обучения ребенок, приобретая и усваивая некоторую информацию, становится способным воспроизвести указанные ему способы решения задач, доказательства теорем и т. д. Однако, он не принимает участия в творческом поиск ...
Первобытное общество: рождение человека и культуры
Возникновение человека и культуры – явления неразрывные, ибо ни один из этих чудесных феноменов невозможен без другого. Действительно, культура невозможна без человека (иначе кто ее создает и поддерживает?). Нет и человека вне культуры, п ...