Первоочередное внимание в годы четвертой пятилетки в области народного образования было уделено восстановлению и расширению сети школ. Особенно остро этот вопрос стоял в освобожденных районах. Строительство школ велось усилиями государства, колхозов, кооперативов, самодеятельностью трудящихся. Благодаря этому пятилетнее задание по восстановлению и расширению школьной сети было выполнено раньше срока. В 1950г. число общеобразовательных школ превысило уровень 1940 г. на 10 тыс. В первые послевоенные годы ощущался недостаток учителей, к тому же за годы войны на преподавательскую работу в школу пришло много лиц, не имеющих специальной педагогической подготовки. В связи с этим уделялось огромное внимание подготовке и переподготовке учительских кадров. За четвертую пятилетку было создано 73 новых педагогических и учительских институтов. Значительно расширилась заочная подготовка и переподготовка учителей. В 1950/51 учебном году в школах уже работало почти 1,5 млн. учителей—на 250 тыс. больше, чем в 1940/41 г., а в 1958 г. число превысило 1,9 млн.
Восстановление и расширение школьной сети, особенно за счет семилетних школ, рост учительских кадров позволили осуществить в конце 40-х — начале 50-х годов переход ко всеобщему семилетнему образованию по всей стране, в городе и в деревне. Число средних школ (дневных) за 50-е годы удвоилось и составило в 1960/61 учебном году 29,2 тыс., в которых обучалось около 17 млн. учащихся.
Большое развитие получили школы рабочей и сельской молодежи, в которых без отрыва от производства получили среднее образование юноши и девушки, не сумевшие окончить школу в годы войны.
По решению XX съезда КПСС государство приступило к строительству школ-интернатов.
Велась борьба за повышение качества обучения в общеобразовательной школе. С 1955/56 г. средняя школа перешла к обучению по новому учебному плану и новым программам. Был усилен удельный вес предметов физико-математического и естественного циклов за счет некоторого сокращения гуманитарного цикла. Вместе с тем предусматривалось осуществление известной политехнизации школы; в 1—4-х классах вводилось преподавание ручного труда, в 5— 7-х классах — практические занятия в мастерских и на учебно-опытных участках, в 8—10-х классах—практикумы по машиноведению, электротехнике и сельскому хозяйству. Учащиеся должны были получать определенный минимум политехнических знаний, умений, навыков в области промышленного и сельскохозяйственного производства. Были приняты меры к созданию соответствующей материальной базы для этой цели: при школах создавались рабочие комнаты, учебные мастерские, кабинеты и лаборатории по машино-ведению и электротехнике; при сельских школах — учебно-опытные участки и даже хозяйства; в колхозах — ученические производственные бригады и т. д.
24 декабря 1958 г. 2-я сессия Верховного Совета СССР приняла Закон «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР». Согласно закону, в СССР вместо семилетнего образования вводилось всеобщее обязательное восьмилетнее образование. Восьмилетняя школа была призвана давать учащимся прочные основы общеобразовательных и политехнических знаний, воспитывать любовь к труду и готовность к общественно полезной деятельности. Закон предусматривал, что полное среднее образование молодежи, начиная с 15—16-летнего возраста, должно осуществляться в средних учебных заведениях на основе соединения обучения с производительным трудом.
Было перестроено и профессионально-техническое образование. Школы ФЗО, ремесленные железнодорожные, горнопромышленные, строительные училища, училища механизации сельского хозяйства, трудовых резервов, а также другие профессиональные учебные заведения были преобразованы в дневные и вечерние городские профессионально-технические училища со сроком обучения от 1 до 3 лет и сельские профессионально-технические училища со сроком обучения 1—2 года.
Еще по теме:
Легенда о Щите Медузы
В своих «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» Вазари рассказывает, что как-то один знакомый крестьянин попросил отца Леонардо найти художника, чтобы тот расписал круглый деревянный щит. Сер Пьеро отдал щит свое ...
Ментальные характеристики культуры
Ментальными характеристиками культуры называются такие глубинные структуры, которые определяют на протяжении длительного времени ее этническое или национальное своеобразие. Мы уже отмечали, что как правило, черты, представляющие ментальны ...
Миф в истории культуры
Культуру можно определить как интерсубъективную систему значений, созданную в процессе социального взаимодействия. При разрушении системы значений происходит сбой в данной культуре, и она может исчезнуть. В различных культурах существуют ...