Эпоха Просвещения и ее прогрессивная роль в эстетическом развитии общества

Культура и искусство » Культурные традиции эпохи Просвещения » Эпоха Просвещения и ее прогрессивная роль в эстетическом развитии общества

Страница 3

Особенно значителен вклад Канта в разработку теории право­вого государства. Он обосновал правовые формы и методы борьбы за изменение государственного и общественного строя, которые предполагают путь постепенных реформ и исключают грубое насилие. Не случайно в Германии XVIII в. называют «веком Канта».

Русское Просвещение унаследовало проблематику Просвещения европейского, осмысляло и развивало ее вполне самобытно, в контексте той уникальной исторической ситуации, которая сложилась в рос­сийском обществе того времени.

По мнению просветителей, величие человека, его отличие от Других существ, порожденных природой, заключается в разуме. Человек, наделенный разумом, способен творчески трудиться, обеспечивая тем самым прогресс человечества. Это восхищение человеком как совершеннейшим созданием природы свойственно всей просветительской мысли. Но особенно ярко звучит оно в оде "Человек» И.П. Пнина (1773—1805), просветителя, поэта, последователя А.Н. Радищева. Это своеобразный гимн его величию, тем деяниям, свершая которые человек преодолевает в себе раба.

Просветители создают особую нравственную философию, с помощью которой они определяют основные принципы этики, поведения людей в обществе. Главные положения нравственной философии изложены в работе А.П. Куницына (1783—1840) "Право естественное". Нравственность в этом сочинении рассматривается как естественное проявление человеческой природы. Русские просветители задумывались и над тем, почему свободомыслие как глубинная потребность человека с таким трудом реализуется в реальных условиях. Свобода или свободолюбие рассматривается русскими просветителями как абсолютная ценность. Без свободы человек существовать не может, все его поступки продиктованы стремле­нием обрести свободу.

Огромное место в трудах русских просветителей отводилось переустройству общества. Цель свободного общества, по мнению просветителей, — благополучие граждан. «Государство только тогда счастливо, когда оно любимо своими соотечественниками», — писал А.Ф. Бестужев (1761—1810), отец декабристов братьев Бес­тужевых. Живя в обществе, основанном на свободе и счастье, че­ловек должен быть его достойным гражданином. Поэтому интерес просветителей к проблеме воспитания личности был огромен. Этой теме посвящен трактат А.Ф. Бестужева "О воспитании", опуб­ликованный в "Санкт-Петербургском журнале", который он изда­вал вместе с И.П. Пниным.

Философско-антропологическая мысль русских просветителей отличалась значительным разнообразием, глубиной и самобытно­стью. Она охватывала широкий спектр политических, мировоз­зренческих и эстетических проблем и такую острую проблему российской действительности, как положение крестьян.

Начало развитию просветительства в России положил М.В. Ломо­носов, стараниями которого был открыт университет в Москве.

Эстетика просветительства нашла широкое распространение в рус­ской литературе — в произведениях Д.Я. Фонвизина, Г.Р. Державина, В.К. Тредиаковского, в русской живописи — в полотнах Ф.С. Рокотова, Д.Г. Левицкого.

Провозвестник революционных настроений в России А.Н. Ра­дищев (1749—1802) в своих произведениях (ода "Вольность", "Путе­шествие из Петербурга в Москву") отразил широкий круг идей русского Просвещения и прежде всего резкое обличение самодержавия и крепостничества.

Крупнейший представитель русского просветительства — Н.И. Новиков (1744—1818), публицист, издатель сатирических жур­налов, организатор типографий, библиотек, книжных магазинов (в 16 городах). Издаваемые им книги охватывали все отрасли знаний.

Самодержавие жестоко расправлялось с просветителями. Книга Радищева "Путешествие из Петербурга в Москву" была конфискована и запрещена (только в 1905 г. вышло новое издание), а сам автор был отправлен в ссылку. Был заключен в Шлиссельбургскую кре­пость и Новиков.

Страницы: 1 2 3 4

Еще по теме:

Татьяна Пата
С 14 лет зарабатывала на хлеб тем, что ходила по домам и расписывала цветами дымоходы печей. В 1913 г. в Петриковку приехала Петербургская художница Е.К. Эвенбах, которая, заинтересовавшись творчеством Т. Паты, копировала ее рисунки и при ...

Вокальное искусство
Пение (вокальное искусство) - исполнение музыки голосом, искусство передавать средствами певческого голоса идейно-образное содержание музыкального произведения, один из древнейших видов музыкального искусства. Пение может быть со словами ...

Православный тип дворянской женщины
Обширный источниковый материал предоставляет исследователю культурного облика русской провинциальной дворянки конца 18 – первой половины 19 века богатые возможности для создания целой галереи историко-культурных портретов женщин, связанн ...

ИНТЕРЕСНОЕ

Народные промыслы

Произведения русского народного искусства могут многое рассказать о русском характере...

Музыка как вид искусства

Народное творчество вообще и народная музыка в частности, зародившееся в древности...

Навигация