Эстетика в различных формах Просвещения

Культура и искусство » Культурные традиции эпохи Просвещения » Эстетика в различных формах Просвещения

Страница 1

Европейское искусство XVIII в. соединяло в себе классицизм и романтизм. Романтизм, возникший в атмосфере, пронизанной идеями Просвещения, революционными событиями, во главу угла ставил воображение, эмоциональность и творческую одухотворенность художника. Используя старые стилистические формы классицизма, искусство эпохи Просвещения отражало при их помощи уже совершенно иное содержание. В искусстве разных стран и народов классицизм и романтизм образуют то некоторый синтез, то существуют во всевозможных комбинациях и смешениях.

Важным новым началом в искусстве XVIII в. было и появление течений, не имевших собственной стилистической формы и не ис­пытывавших потребности в ее выработке. Таким крупнейшим культурологическим течением был прежде всего сентиментализм (от фр. — чувство), отразивший в полной мере просвети­тельские представления об изначальной чистоте и доброте челове­ческой натуры, утрачиваемыми вместе с отдалением общества от природы. В дневниках, романах, письмах, стихах писатели-сентименталисты анализировали тончайшие оттенки собственных чувств и настроений.

В европейском искусстве XVIII в. было еще одно направление - рококо. Для него характерны красота, грациозность и прихотливый орнаментальный ритм. Все искусство рококо построено на асимметрии, создающей ощущение беспокойства — причудливость, ироничность, вычурность, дразнящее чувство. Не случайно происхождение термина "рококо" возводят к французскому слову "рокайль" (бриллиант и украшение из раковин), обозначавшему стиль украшения интерьера, основывающийся на з-образных изгибах и спиралевидных формах. Рококо стал ведущим эстетическим направле­нием искусства во Франции в XVIII в., а затем получило широкое распространение в Европе, особенно в церквах и дворцах Южной Германии и Австрии.

Развитие европейского искусства XVIII в. сложно и неравно­мерно. В Италии наивысшие достижения связаны с венецианской школой. Во Франции прослеживается эволюция от рококо к ис­кусству программно-гражданственной направленности. В искусст­ве, и особенно, в литературе Англии, уже зарождались характерные черты реализма.

Молодой Гойя (1746—1828) в Испании всем своим творчеством подготавливал романтизм нового столетия.

Ценнейшим наследием XVIII в. явились заложенные в нем ос­новы эстетики и искусствознания как подлинно научной дисцип­лины, развитие которой тесно связано с успехами философии.

Основной литературный жанр эпохи Просве­щения — роман. Успех романа, особенно зна­чительный в Англии, был подготовлен успехом просветительской публицистики. Писатели-просветители прекрасно сознавали, на­сколько несовершенно современное общество и порочен человек, и все же надеялись, хотя бы на то, что подобно Робинзону Крузо из романа Даниэля Дефо (1660—1731) человечество, полагаясь на свой разум и трудолюбие, взойдет на вершины цивилизации, где его ожидает счастье.

Но, быть может, и эта надежда иллюзорна, о чем так недву­смысленно свидетельствует Джонотан Свифт (1667— 1754) в книге (Путешествия Гулливера», когда отправляет своего героя на остров ра­зумных лошадей. Как невозвратно далеко ушел человек от этой патриархально-справедливой жизни и мечтающий о разумном идеале, не напоминает ли он в действительности злобных йэху, высшее счастье которых алчно перебирать драгоценные камешки? Карикатурные, сатирические и иронические мотивы просматриваются в его его творчестве.

Развертывая в своих книгах положительную программу, про­светители широко представили и то, как живет человек, обманы­вая и обманываясь.

Нравственно идиллические черты неизменно соседствует с сатирическими. В романах (например, «История Тома Джонса, найденыша» английского писа­теля Г. Филдинга, нередко прибегали к параллельному построеню сюжета, напоминающему сказочный: о добром и злом братьях, ка­ждому из которых в конце концов воздается по заслугам. Впервые в английской литературе Филдинг (1704—1754) продемонстрировал возможности создания впечатляющих образов, развития сюжета, проницательного наблюдения.

Со всей теоретической обстоятельностью воспитание естест­венного человека представлено в трактатах Ж. Ж. Руссо (1712— 1778) и его романах "Юлия, или Новая Элоиза" и "Эмиль, или о воспитании".

Образцом всего благородного, возвышенного, лирического, поэтического и прекрасного для просветителей была природа. Настоящий ее культ создадут сентименталисты в 60-х XVIII в., но увлечение естественностью, восторженное созерцание ею начинается вместе с самой эпохой Просвещения.

Страницы: 1 2 3 4 5

Еще по теме:

Культура и религия
Сейчас уже редко можно встретить противопоставление куль­туры и религии, сведение последней к сумме «предрассудков, ил­люзий и обмана, изничтожаемых светом разума». Сторонники та­кого противопоставления обычно ссылаются на те исторические ...

Образ Давида в Исполнении Донателло
Ранний Ренессанс в скульптуре связан, прежде всего, с именем Донателло (1386 - 1466). Общепризнанно, что этапным для развития европейской скульптуры произведением стала бронзовая статуя Давида, созданная Донателло не позднее 1453 г. (рис. ...

«Глаголица» или «Кириллица»
Многие ученые в наши дни предполагают, что святыми братьями Кириллом и Мефодием была создана «глаголица», которая больше была похожа на древнеболгарскую, чем на славянскую. А уже многим позже была составлена «кириллица» - уже есть славян ...

ИНТЕРЕСНОЕ

Народные промыслы

Произведения русского народного искусства могут многое рассказать о русском характере...

Музыка как вид искусства

Народное творчество вообще и народная музыка в частности, зародившееся в древности...

Навигация