Однако по мере расширения арабского государства происходит его ослабление. Исламское общество теряет внутреннее единство, основанное на вере. Возникают различные направления ислама – суннизм, шиизм, суфизм и др. Нарастает сепаратизм правителей отдельных провинций халифата, разворачивается национально-освободительное движение ряда покоренных народов. В результате государство распалось на независимые эмираты и халифаты. Усугубило ситуацию внешнее воздействие: в 1055 г. турки-сельджуки, а в 1258 г. монголо-татары захватили Багдад – столицу халифата.
В целом история арабского средневековья делится на три периода: меккано-мединский – домусульманская Аравия и возникновение ислама (VI–VII вв.); дамасский (сирийский) – правление династии Омейядов, активная завоевательная политика (661-750); багдадский (ирано-месопотамский) – правление династии Аббасидов, расцвет арабо-мусульманской культуры и распад халифата (750–1055).
Экономический расцвет халифата приходится на период VIII–IX вв. Благодаря поддерживаемой центральным правительством ирригационной системе большие успехи сделало земледелие. Рис, хлопок начали культивировать во многих частях халифата. Садоводство и цветоводство получило промышленное значение. Обширные плантации роз давали специальную эссенцию для парфюмерного производства (духи и помады европейцы узнали от арабов). Арабы разводили ценные породы лошадей и овец. Большой славой пользовались арабские ремесленные изделия: ткани, высококачественная сталь и оружие (знаменитая дамасская сталь), стекольные, зеркальные, ювелирные товары и др. Арабские купцы проникали далеко на север Европы – до берегов Балтики, на Дальнем Востоке они торговали в Китае и Индонезии.
В VIII–XIII вв. у арабов окончательно сложились феодальные отношения. Но арабский феодализм имел свои особенности. Земля являлась государственной собственностью, которой распоряжался халиф. Поэтому крестьяне платили феодальную ренту непосредственно государству. Чиновники получали наделы за свою службу, поэтому после смерти даже крупного вельможи его имущество поступало в казну халифа. Тем не менее институт частной собственности развивался и здесь. Икты и мульки – земельные наделы и пожалования – превращались постепенно в наследственное владение. Характерной чертой арабского феодализма было существование рабства. Рабы являлись главной рабочей силой в феодальных поместьях.
Арабы создали эффективную финансовую систему, при которой наряду с наличными деньгами широко использовались безналичные расчеты в торговых операциях (применялись расписки менял, которым купец, приезжая в город, оптом сдавал товар). Был установлен жесткий порядок в налогообложении. Подушный и поземельный налоги платили все граждане, но мусульманам предоставлялась скидка.
О своеобразном влиянии арабов на развитие завоеванных территорий свидетельствует пример Испании, где был создан мощный кордовский эмират. Арабы организовали здесь систему искусственного орошения, распространили ряд новых сельхозкультур: сахарный тростник, тутовое дерево, апельсины, лимоны и т.д. Города Испании при арабах превратились в крупные торгово-ремесленные и культурные центры. Кордова была крупнейшим городом Европы XI в., здесь проживало 500 тысяч жителей.
Таким образом, экономика арабского государства носила достаточно упорядоченный характер и превосходила уровень европейских стран. Но строжайшая централизация хозяйства привела к возникновению противоречий между интересами граждан и государства, способствовала развитию феодального сепаратизма и постепенному затуханию арабского «экономического чуда».
Еще по теме:
Средневековый Арабский Восток
Арабский Восток, или исламский мир, отличается своей культурой от привычной нам европейской цивилизации, и это различие необходимо воспринимать не с позиции «выше – ниже», а объективно, без предвзятостей. Арабы (степняки, кочевники, пусты ...
Стилевые признаки народного костюма
Стиль
– исторически сложившаяся, устойчивая общность признаков образной системы, средств и приемов художественного выражения.
Условия огромной территории России стали причиной возникновения большого разнообразия местных стилей русского ...
Искусство в пространстве культуры
Сущность художественной культуры заключается в том, что творец (профессионал, любитель, народный умелец) благодаря своим развитым чувствам образно познает и образно же моделирует какой-то фрагмент реальности, а затем передает это зрителю ...