Принадлежность арабов к традиционным обществам Востока наложила отпечаток на религию, которая, в свою очередь, еще в большей мере очертила границы духовной сферы мусульман, оказала воздействие на законодательство многих мусульманских государств, формирование системы культурных ценностей и т.д.
Основы мусульманской религии изложены в священной книге – Коран (от араб. «караа» – читать). Содержание Корана было передано пророку Мухаммеду через архангела Джебраила (аналог христианского Гавриила). В Коране 114 глав (сур), которые состоят из стихов – аятов (от араб.– чудо, знамение). Мухаммед был неграмотен, и его проповеди записывали многочисленные ученики, что породило немало разноречивых текстов. Поэтому при халифе Османе (644-656) работала специальная комиссия по редактированию и систематизации Корана.
Коран определяет обязанности мусульман, основными из которых являются: вера в единого Бога Аллаха; обязательная ежедневная молитва – намаз; пост (рамазан) один месяц в году; милостыня («десятина для бедных»); паломничество в Мекку (хадж). Соблюдение этих положений призвано продемонстрировать мусульманам покорность Аллаху, их равенство перед Богом, а общине – контролировать их поведение. Например, одна из причин, запрещающих мусульманам употреблять вино, состоит в том, что нельзя начинать молитву (5 раз в день) «нечистым», т.е. пьяным.
В Коране содержатся сведения космогонического характера, в известной мере повторяющие библейские. Бог сотворил мир за шесть дней. Земля представляет собой плоскость, а небо состоит из твердых сводов. Человека Аллах создал из земли (глины). Причину таких совпадений в Коране и Библии можно усмотреть в том, что Коран был написан позднее и попросту содержит заимствования из Библии. Но можно говорить и о другом: процесс мироздания был един. Поэтому пророкам, связывающим Бога и людей, ангелы поведали одно и то же.
Другие положения Корана, в первую очередь социального характера, отличаются от библейских, поскольку отражают особенности жизни арабов, их хозяйственного уклада, менталитета. В частности, Коран подтверждает обоснованность сословного неравенства, освещает частную собственность, наличие рабства. Много аятов посвящено женщине, которая, однако, представлена существом, не равным мужчине. За непокорность, поучает эта священная книга, «увещевайте и покидайте их на ложах и бейте их»*. Коран допускает многоженство, предписывает затворничество женщин и ношение чадры, паранджи, что соответствовало средневековым традициям Востока.
Правоверные мусульмане могут рассчитывать на успокоение души в раю. Райская жизнь описана в Коране с особым художественным мастерством и вдохновением, при этом она напоминает идеальную земную жизнь (это отлично от христианских представлений о бестелесной душе). В раю – «сады благодати» и «прохладные реки». Праведники, украсившись браслетами из золота и жемчуга, будут возлежать «на подушках и разостланных коврах», пить чудесные напитки (от которых не будет болеть голова). Обслуживать их будут «черноглазые и большеокие» девушки-гурии. Конечно, ради такого «светлого будущего» человек мог претерпеть многие невзгоды земного бытия и даже погибнуть во славу Аллаха. Попытки преодолеть сложившийся на земле порядок могли обернуться для непокорного вечными муками в аду. Они также описаны в Коране очень образно и убедительно. Осуждение неправедной жизни и описание воздаяний праведникам в немалой степени способствовали стабилизации исламского общества, укрепляли систему государственности, сословного и имущественного деления, внутрисемейную иерархию.
Еще по теме:
Премия Андрея Первозванного
Международная премия Андрея Первозванного «За веру и верность» учреждена в 1992 году фондом святого всехвального апостола Андрея Первозванного и вручается общественным и государственным деятелям России и других стран, внесшим значительный ...
Обычаи и традиции
страны
Национальные праздники. Встречая с несколько преувеличенным оптимизмом наступление весны, шведы считают первым знаком ее приближения праздник Пасхи. Несмотря на сакральный характер праздника и светлый образ весны, символом этого периода ш ...
Большие сооружения и цели архитектуры
Приблизительно в тот же период в Париже появились два больших сооружения Ле Корбюзье: убежище Армии Спасения (1929-1933) и общежитие для швейцарских студентов в Университетском городке (1931-1933). В обоих зданиях виден новый подход Ле Ко ...