В 1755 г. П. Шувалов, всесильный фаворит Елизаветы Петровны, один из образованнейших людей своего времени, открыл Московский университет с двумя гимназиями при нем (одна – для дворян, другая – для разночинцев). Тогда же зародились многие университетские традиции, в том числе празднование студентами Татьяниного дня. Кроме Академии наук и Московского университета крупными научными центрами стали созданные в начале XIX в. университеты: Дерптский, Виленский, Казанский, Харьковский, Киевский. Им была предоставлена широкая автономия.
Всего, по данным переписи 1897 г., средний уровень грамотности в стране составлял 21,1%, высшее и среднее образование имели немногим более 1%. В России насчитывалось 63 высших учебных заведения, в которых обучалось 30 000 студентов. Сложными путями, противоречиво, в борьбе прогрессивной общественности за введение общего бессословного обучения развивалось российское образование в XVIII-XIX вв., но тем не менее оно стало мощным катализатором научно-технического и культурного подъема в стране.
В 1725 г. была создана Петербургская академия наук. Первым русским академиком стал М. Ломоносов, деятельность которого являлась олицетворением успехов российской науки в середине XVIII в. Среди первых русских академиков были поэт В. Тредиаковский, известный изобретатель А. Нартов, работавший токарем у Петра I.
Начало университетскому образованию было положено в XVIII в.
Уже в XVIII в. в России были сделаны важные открытия в этнографии, географии, ботанике, минералогии, выработаны основы общенационального литературного языка. Однако внедрение науки в российскую культуру происходило медленно и болезненно, наталкиваясь на недоверие, непонимание и даже враждебность со стороны духовных традиций, моральных устоев, всего уклада русской жизни. Ценностный статус науки, ориентированный на рациональное исследование, проникающее в любые сферы природы и общественной жизни, противоречил традиционным ценностям русской культуры. Российская наука набрала темпы количественного и качественного роста только полтора столетия спустя – с началом новых общественных процессов, связанных с реформами 60–70-х годов XIX в. С этого времени она вышла на уровень мирового признания – Д. Менделеев, Н. Лобачевский, И. Павлов, А. Столетов, А. Бутлеров, И. Сеченов, А. Можайский, А. Попов, П. Семенов-Тян-Шанский, Н. Пржевальский, Н. Миклухо-Маклай, С. Соловьев, В. Ключевский и многие другие ученые внесли весомый вклад в разные научные области.
Отметим тесную связь корифеев российской науки с искусством. Химик А. Бородин был, как известно, талантливым композитором. Врач В. Богданов стал автором знаменитой песни «Дубинушка». Разнообразием своих интересов поражал И. Мечников. Столь высок был уровень культуры многих ученых. Блистательную плеяду составили российские инженеры: Чебышев, Попов, Макаров, Ладыгин, Можайский, Патон, Петров – десятки, сотни имен. Эти люди сочетали таланты изобретателя, фантазию ученого, культуру художника. «Инженеры обязаны, заботиться о красоте своих сооружений, и поэтому они должны получить и художественное образование
Еще по теме:
Нарушение норм и нормотворчество
Действенность норм, конечно, не абсолютна, так как все они так или иначе нарушаются. Однако их отнюдь нельзя считать среднестатистическими величинами. Они функционируют как морально или юридически признанные формы поведения или мышления, ...
Костюмы русских губерний
В притихшем, недвижном воздухе летнего вечера, где-то далеко на гористом Киевском шоссе начинает звучать песня. Стройно, ладно поют женские голоса протяжную мелодию, то сливаются, как бы соединяясь в один голос, то вдруг разделяются на ру ...
Функции массовой коммуникации
Выделяются четыре функции, типичные для радио- и телевизионного общения: 1) оптимизация деятельности общества за счет ориентации на социальное общение, позволяющее изменить коллективную (совместную) деятельность; 2) функция контакта, кото ...