Помимо поэзии и истории, получили расцвет, благодаря некоторым выдающимся людям, и научная литература. В XVI в. и XVII в. большой интерес вызывают география и астрономия.
Всплеску интереса к географическим исследованиям способствовала османская экспансия в Европу, Северную Африку и на Восток. Турки пишут географические труды и составляют уточненные карты с помощью документов, оставленных первыми итальянскими и португальскими навигаторами (морские карты, описания портов и побережья). Наиболее известными среди них были Пири Рейс (ум. 1498), Сейиди Али Рейс (1498-1562), Маджар Али Рейс и Сейфи (ум. после 1590). Самым великим османским ученым XVII в., несомненно, является Хаджи Халифа (или Катиб Челеби, 1609—1657) — энциклопедических знаний ученый, пользовавшийся как исламскими, так и европейскими источниками; его труды, написанные на турецком языке, охватывают вопросы истории, географии, точных наук.
Что касается астрономии, эту науку представлял Мехмед Таджуддин (1520—1585), ученый который в 1578 г. построил обсерваторию в Стамбуле и опубликовал ряд интересных работ о своих астрономических наблюдениях. К области литературно-научных познаний можно отнести переводы, а точнее обработку арабских философских трудов, касающихся теорий Аристотеля; следует упомянуть и о нескольких исследованиях по химии. Блестящих успехов достигла медицина, в особенности благодаря трудам Ахи Ахмеда Челеби (1436—1523).
Среди литературных жанров следует также упомянуть «Книгу путешествий» (Сейяхат поме) Эвлия Челеби (1611—1684). Этот неутомимый путешественник побывал в самых различных районах Империи; он не просто описал эти места, он сделал экскурс в их историю, институты, общественную и экономическую жизнь, традиции и нравы, и все это отраизл самым живым образом. В XVIII в. наблюдается активность в дипломатических отношениях Турции с иностранными государствами. Самыми известными трудами в этой области являются мемуары Иирмисекиз Мехмеда Челеби (ум. в 1732), работавшего во Франции в 1720— 1721 г., и Ахмеда Ресми (1700-1783), посла в Вене в 1757-м и в Берлине в 1763 г. Их свидетельства, пробудившие любопытство высшего общества, станут причиной все возрастающего интереса к различным аспектам европейской культуры.
И, наконец, не будем забывать о похождениях народного героя Ходжи Насреддина; его забавные анекдоты, словечки и афоризмы, веселящие турок и в наши дни, были собраны Махмудом Челеби, прозванным Л ами (ум. в 1531). Множащиеся век от века благодаря устной традиции истории Насреддина облетели весь исламский мир, от Африки до Центральной Азии.
Еще по теме:
Шумерский пантеон
История формирования и развития мифологических представлений прослеживается на материалах изобразительного искусства приблизительно с сер. VI тыс. до н.э., по письменным источникам – с нач. III тысячелетия.
Шумерская художественная литер ...
Образ Давида в исполнении Микеланджело
Самая знаменитая скульптура Микеланджело "Давид" (1504 г., рис.2) не имеет ничего общего с подростком Донателло. Это воплощение мужской силы, одновременно духовной и физической. Если до Микеланджело в ХV в. Давида обычно изображ ...
По следам Модильяни
Найти «след» Модильяни удаётся и в творчестве Ахматовой - несмотря на то, что большинство произведений парижского периода были ею уничтожены, «тема Модильяни» не могла исчезнуть бесследно. Лишь однажды Анна Андреевна упоминает его имя - в ...