Любительское движение включает многие общественно важные функции, такие как: рекреация, общение, воспитание и развитие личности, художественное и техническое творчество, пионерные начинания, энтузиазм и новаторство. Основными чертами любительства являются: добровольное стремление к избранному роду деятельности, увлеченность, осуществление этой деятельности в свободное от основной работы и учебы время, бескорыстие и общественный характер решаемых любителей задач.
Однако реализация этого без преувеличения огромного социального потенциала при общем благожелательном отношении к любителю и любительству оказалась без необходимой поддержки общества, что привело к возникновению некоторых негативных тенденций, препятствующих утверждению созидательно-подвижнического характера любительства.
В первую очередь, это меркантилизм, выражающийся в попытке подменить любительство чуждыми его природе элементами кооперативной и индивидуальной трудовой деятельности. Конечно, мы не отрицаем важность и нужность кооперативной и индивидуальной трудовой деятельности, но подчеркиваем их отличную от любительства природу и неправомерность смешения этих форм. Ведь неслучайно в законодательстве некоторых государств в определение добровольных любительских объединений введен следующий признак: принадлежность к объединению не должна быть связана с несением служебных обязанностей, а в соответствующем советском законодательстве, действовавшем до 1932 года, в период, когда в стране была широко развита кооперация и индивидуальная трудовая деятельность, было сказано, что добровольные объединения "предметом своей совокупной деятельности избирают определенную постоянную цель, не связанную с извлечением материальных выгод для участников объединения или удовлетворения их экономических потребностей". Отсутствие в действующем законодательстве гаранта самодеятельности и немеркантилизма в любительстве приводит к изменению природы этого важного и самоценного социального института, а в практике - к возникновению множества полулегальных "шабашек", развитию "теневой экономики", финансовым прошениям и злоупотреблениям, наносит значительный ущерб нравственному воспитанию подрастающего поколения.
Второй негативной тенденцией является формализм в развитии любительского движения, отражающий попытки некоторых государственных учреждений и общественных организаций заорганизовать любительскую деятельность, навязать принцип планирования "сверху" на основе взятых часто "с потолка", искусственно насаждаемых валовых показателей, волевое включение в число любительских клубов и объединений лекториев, устных журналов, циклов мероприятий, подготовленных культпросветработниками. Происходит подмена интересов любителей интересами их организаций - учредителей, что значительно затрудняет развитие любительского движения.
И третья, не менее тревожная тенденция - возникновение некоторых анархических и экстремистских проявлений в любительском движении, выражающихся в уходе небольшой части любительских коллективов от социально значимых целей, сотрудничества и взаимодействия с общественными и государственными институтами, что создает условия для асоциальных и противоправных проявлений, которые особенно характерны для таких молодежных формирований, как "фанаты", "рокеры", "металлисты" и др. Причина этого, на наш взгляд, во многом от неготовности определенной части работников государственных и общественных организаций к сотрудничеству с самодеятельными объединениями в деле социально-политического строительства, а порой и в неумении этих работников дать аргументированный отпор анархически и экстремистски настроенной группе отдельных лидеров. Для искоренения этой тенденции требуется не самоустранение, не наблюдение за происходящим со стороны, а оперативная реакция на все возникающие проблемы, ведение постоянного открытого диалога и дискуссии с общественностью по очень разным, пусть даже самым острым вопросам. Противопоставить этой чуждой нашему обществу тенденции можно только тесное сотрудничество всех заинтересованных государственных организаций и широкой общественности. Именно сотрудничество составляет квинтэссенцию взаимодействия между самодеятельными любительскими объединениями и государственными органами, его содержание. Сейчас стоит задача еще более полного использования, практической реализации тех огромных возможностей, которые содержит в себе принцип сочетания общественного и государственного начала в социальном управлении развитием любительским движением.
Еще по теме:
Экспозиция музея посвященная усадьбе
Орловых-Давыдовых
После того как началось массовое разграбление усадьбы графов Орловых-Давыдовых все вещи находившиеся в усадьбе было решено вывезти оттуда. Хотя некоторые предметы попали в самарские музеи краеведческий и художественный, огромная коллекция ...
Миф в истории культуры
Культуру можно определить как интерсубъективную систему значений, созданную в процессе социального взаимодействия. При разрушении системы значений происходит сбой в данной культуре, и она может исчезнуть. В различных культурах существуют ...
Татуировка и ее символы
Традиция татуировки, или нанесения на тело человека узоров и рисунков путем наколов на коже и введения в них краски, уходит корнями в глубь тысячелетий.
Задолго до появления архитектуры, музыки и тем более моды наши предки украшали свое ...