Негативные тенденции в любительском движении

Культура и искусство » Любительские движения » Негативные тенденции в любительском движении

Любительское движение включает многие общественно важные функции, такие как: рекреация, общение, воспитание и развитие личнос­ти, художественное и техническое творчество, пионерные начинания, энтузиазм и новаторство. Основными чертами любительства яв­ляются: добровольное стремление к избранному роду деятельности, увле­ченность, осуществление этой деятельности в свободное от основной ра­боты и учебы время, бескорыстие и общественный характер решаемых любителей задач.

Однако реализация этого без преувеличения огромного социального потенциала при общем благожелательном отношении к любителю и любительству оказалась без необходимой поддержки общества, что привело к возникновению некоторых негативных тенденций, препятствующих утверждению созидательно-подвиж­нического характера любительства.

В первую очередь, это меркантилизм, выражающийся в попытке подменить любительство чуждыми его природе элементами кооперативной и индивидуальной трудовой деятельности. Конечно, мы не отрицаем важ­ность и нужность кооперативной и индивидуальной трудовой деятельности, но подчеркиваем их отличную от любительства природу и неправомерность смешения этих форм. Ведь неслучайно в законодательстве некоторых государств в определение добровольных любительских объединений введен следующий признак: принадлежность к объединению не должна быть свя­зана с несением служебных обязанностей, а в соответствующем совет­ском законодательстве, действовавшем до 1932 года, в период, когда в стране была широко развита кооперация и индивидуальная трудовая де­ятельность, было сказано, что добровольные объединения "предметом своей совокупной деятельности избирают определенную постоянную цель, не связанную с извлечением материальных выгод для участников объединения или удовлетворения их экономических потребностей". Отсутствие в действующем законодательстве гаранта самодеятельности и немеркантилизма в любительстве приводит к изменению природы этого важного и самоценного социального инсти­тута, а в практике - к возникновению множества полулегальных "ша­башек", развитию "теневой экономики", финансовым прошениям и злоупотреблениям, наносит значительный ущерб нравственному воспита­нию подрастающего поколения.

Второй негативной тенденцией является формализм в развитии любительского движения, отражающий попытки некоторых государственных учреждений и общественных организаций заорганизовать любительскую деятельность, навязать принцип планирования "сверху" на основе взя­тых часто "с потолка", искусственно насаждаемых валовых показате­лей, волевое включение в число любительских клубов и объединений лекториев, устных журналов, циклов мероприятий, подготовленных культпросветработниками. Происходит подмена интересов любителей интересами их организаций - учредителей, что значительно затрудняет развитие любительского движения.

И третья, не менее тревожная тенденция - возникновение некото­рых анархических и экстремистских проявлений в любительском движе­нии, выражающихся в уходе небольшой части любительских коллективов от социально значимых целей, сотрудничества и взаимодействия с общественными и государственными институтами, что создает условия для асоциальных и противоправных проявлений, которые особенно характерны для таких молодежных формирований, как "фанаты", "рокеры", "металлисты" и др. Причина этого, на наш взгляд, во многом от неготовности определенной части работников государственных и обществен­ных организаций к сотрудничеству с самодеятельными объединениями в деле социально-политического строительства, а порой и в неумении этих работников дать аргументированный отпор анархически и экстре­мистски настроенной группе отдельных лидеров. Для искоренения этой тенденции требуется не самоустра­нение, не наблюдение за происходящим со стороны, а оперативная реак­ция на все возникающие проблемы, ведение постоянного открытого диа­лога и дискуссии с общественностью по очень разным, пусть даже самым острым вопросам. Противо­поставить этой чуждой нашему обществу тенденции можно только тесное сотрудничество всех заинтересованных государственных организаций и широкой общественности. Именно сотрудничество составляет квинтэссен­цию взаимодействия между самодеятельными любительскими объединениями и государственными органами, его содержание. Сейчас стоит задача еще более полного использования, практической реализации тех огром­ных возможностей, которые содержит в себе принцип сочетания общест­венного и государственного начала в социальном управлении развитием любительским движением.

Еще по теме:

Экспозиция музея посвященная усадьбе Орловых-Давыдовых
После того как началось массовое разграбление усадьбы графов Орловых-Давыдовых все вещи находившиеся в усадьбе было решено вывезти оттуда. Хотя некоторые предметы попали в самарские музеи краеведческий и художественный, огромная коллекция ...

Миф в истории культуры
Культуру можно определить как интерсубъективную систему значений, созданную в процессе социального взаимодействия. При разрушении системы значений происходит сбой в данной культуре, и она может исчезнуть. В различных культурах существуют ...

Татуировка и ее символы
Традиция татуировки, или нанесения на тело человека узоров и рисунков путем наколов на коже и введения в них краски, уходит корнями в глубь тысячелетий. Задолго до появления архитектуры, музыки и тем более моды наши предки украшали свое ...

ИНТЕРЕСНОЕ

Народные промыслы

Произведения русского народного искусства могут многое рассказать о русском характере...

Музыка как вид искусства

Народное творчество вообще и народная музыка в частности, зародившееся в древности...

Навигация