Ранний Ренессанс в скульптуре связан, прежде всего, с именем Донателло (1386 - 1466). Общепризнанно, что этапным для развития европейской скульптуры произведением стала бронзовая статуя Давида, созданная Донателло не позднее 1453 г. (рис.1).
Уже в этой ранней работе проявляется интерес художника к созданию героизированного образа. Следуя библейскому сюжету, скульптор изобразил своего героя очень юным. Он стоит, опустив правую руку с мечом, попирая ногою голову поверженного Голиафа. Чувствуется, что, создавая этот образ библейского героя, Донателло стремился опереться на античные традиции. Особенно заметно сказалось влияние античных прототипов в трактовке лица и волос: лицо Давида в рамке длинных волос, прикрытых полями пастушеской шапки, почти не видно из-за наклона головы. Есть в этой статуе - постановке фигуры, изгибе торса, движении рук - и отзвуки готики. Однако смелый порыв, движение, одухотворенность уже позволяют почувствовать темперамент Донателло.
В то же время очевиден разрыв со средневековьем. Возрождая античную традицию, скульптор изображает Давида обнаженным. Давид Донателло - первая обнаженная фигура в бронзе со времени гибели античного искусства. И эта нагота тем более знаменательна, что она вовсе не требовалась библейским рассказом. Донателло понял наготу Донателло, как символ героизма [1]. В отличие от готики, статуя с самого начала была рассчитана на круговой обзор, она предназначалась для украшения фонтана во дворе дворца Медичи.
Заслуга Донателло - не в том, что он изображает нагое мужское тело, а в необычности самого этого тела. Его бронзовый «Давид» выглядит не суровым библейским героем, а лишь слабым подростком. Ни до, ни после Донателло никто Давида таким не изображал. Его оригинальность особенно ясно выступает при сравнении с другим, мраморным, "Давидом" самого Донателло и великолепным бронзовым "Давидом" Андреа Вероккьо.
Новаторство стиля Донателло по сравнению с античной скульптурой проявилось в следующем. Античная скульптура в своей основе была самоизображением, ощущением своего собственного тела, ей не хватало главной черты Ренессанса - ощущения пространства. Античность - только тело, Ренессанс - тело в пространстве. В замкнутом силуэте Давида есть ощущение такой остроты и напряжения, что глубокое отличие этого произведения от его более гармоничных по своему характеру античных образцов совершенно очевидно. В таком художественном решении проявилось осмысление человеческой личности, власти над своей судьбой, чего не было в античности.
В то же время, в оценках искусствоведов встречается и немало противоречий. Так, Б.Р.Виппер считает, что в позе Давида сохраняются отголоски характерного готического изгиба, у него худые тонкие руки, его лицо, затененное шляпой - тоже пережиток готики [1]. Состояние покоя после тяжелого напряжения борьбы передает поза: тяжесть тела ложится на правую, крепко и прямо стоящую ногу, левая отодвинута назад, согнута в колене и только слегка поддерживает тело. Этот принцип постановки фигуры ("хиазис"), известный скульпторам древности, был возрожден Донателло [7]. Донателло изобразил Давида слабым юношей, точно одержать победу ему помогла только высшая сила.
Созданные Донателло образы являются первым воплощением гуманистического идеала всесторонне духовной личности и отмечены печатью яркой индивидуальности и богатой духовной жизни. Основываясь на тщательном изучении натуры и умело используя античное наследие, Донателло первым из мастеров Возрождения сумел разрешить проблему устойчивой постановки фигуры, передать органическую цельность тела, его тяжесть, массу. Его творчество поражает разнообразием новых начинаний. Он возродил изображение наготы в статуарной пластике, положил начало скульптурному портрету, отлил первый бронзовый памятник, создал новый тип надгробия, попытался решить задачу свободно стоящей группы. Одним из первых он стал использовать в своих произведениях теорию линейной перспективы. Намеченные в творчестве Донателло проблемы надолго определили развитие европейской скульптуры.
Еще по теме:
Культурное пространство человека в современном мире
В современном мире культурное пространство человека в основном формируют различные средства массовой информации. Телевидение и Интернет вытеснили из культурных потребностей современного человека посещение театров, библиотек, музеев.
Форм ...
Исторические типы морали
Исторический тип морали определяется целой совокупностью признаков: соотношением моральных норм и обычаев, характером санкций, соотношением поступка и его мотива, в конечном итоге — степенью автономности субъекта нравственности, зрелост ...
Секрет ярких эмоций
"Меньше, значит больше" - Ван Дер Роэ .
По-настоящему открытая европейской цивилизацией сравнительно недавно, Япония все еще остается загадкой, несмотря на то, что со времен Марко Поло о ней много и охотно говорят и пишут. Этой ...