Массовые зрелища Древней Греции и Древнего Рима

Культура и искусство » Массовые зрелища Древней Греции и Древнего Рима

Страница 4

Происхождение и история боев. Гладиаторами в Древнем Риме называли бойцов, которые сражались между собой или с животными на забаву публике на специальных аренах. Гладиатором (от лат. gladius – «меч») мог стать раб, военнопленный, осужденный преступник. Были случаи, когда граждане, в погоне за славой и деньгами, отказывались от собственной свободы и становились гладиаторами. Для того чтобы стать гладиатором, необходимо было принять присягу и объявить себя «юридически мёртвыми». Среди гладиаторов были и женщины, когда в 63 г. н.э. император Нерон издал указ, разрешающий участвовать свободным женщинам в подобных турнирах.

Гладиаторские игры возникли из погребального обряда этрусков, в который когда-то входили человеческие жертвоприношения. Со временем обряд видоизменился: обречённых на смерть перестали убивать сразу, а заставили их с мечами в руках сражаться около могилы, и, таким образом, погибал слабый, а сильный оставался в живых, вызывая восторг присутствующих. Такого рода действа известны также в культуре египтян, греков, славян, норманнов.

Римляне впервые увидели это жестокое зрелище в 264 г. до н.э. на Бычьем рынке в Риме, где на поминках по гражданину Бруту Пере, устроенных его сыновьями, сражались три пары гладиаторов. Зрелище показалось столь необычным и примечательным для римлян, что это событие было внесено в летопись Рима.

Связь между гладиаторскими играми и поминками никогда не забывалась, их называли «погребальными играми». Их официальное наименование – mumus («обязанность»), долг живого по отношению к умершему.

В 105 г. до н.э. гладиаторские игры вводятся в число публичных зрелищ. Отныне государство возлагает на своих магистратов, т.е. управляющих чиновников, заботу об их устроении. Гладиаторские игры становятся и в Риме, и по всей Италии любимейшим зрелищем, и это быстро берут в расчёт те, кто хочет выдвинуться. Юлий Цезарь в 65 г. до н.э. дал игры, в которых приняли участие 320 пар гладиаторов. Враги его испугались: страшны были не только эти вооружённые молодцы; страшно было то, что роскошные игры стали верным средством приобрести расположение народа и обеспечить себе голоса на выборах. В 63 г. до н.э. по предложению Цицерона был принят закон, запрещавший кандидату в магистраты в течение двух лет до выборов «давать гладиаторов». Никто, однако, не мог запретить частному лицу «дать» их под предлогом поминок по своему родственнику, особенно если последний завещал своему наследнику устроить игры. Христианская церковь, став государственной религией Рима, в 365 году добилась повсеместного запрета звериной травли в цирках. Гладиаторские бои были запрещены в 400 году императором Гонорием. Это случилось, когда некий монах Телемак погиб на арене, бросившись останавливать поединок двух гладиаторов.

Традиции поединков. Как известно, если на поединке в амфитеатре присутствовал император, то гладиаторы начинали бой словами: «Здравствуй, цезарь! Идущие на смерть приветствуют тебя!». Поединок не всегда заканчивался смертью одного из бойцов. Если публика при виде поверженного скандировала «Жизнь!», а император показывал знаменитый жест – поднятый вверх большой палец руки, то гладиатору даровали жизнь. Если император опускал палец вниз, а толпа ревела «Добей!», то бойца ожидала смерть. И сами гладиаторы «общались» с публикой при помощи жестов, поскольку не имели права говорить. Если один из гладиаторов перед боем поднимал вверх указательный палец, это означало, что сражение должно продолжаться до первого ранения. Если рука во время боя была поднята вверх, а большой палец находился в горизонтальном положении – это значило, что потерпевший поражение просит его прикончить. Тогда по кодексу чести гладиатора он обнажал горло для удара мечом. Хотя иногда просил и о пощаде, когда кулак был сжат. Только судья, присутствующий при гладиаторских боях, мог принимать решения. Если его рука была сжата в кулак – прощение, если кулак был разжат – смерть. Назначение судей происходила исключительно по приказу императора.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Еще по теме:

Камерная музыка
Камерная музыка - это инструментальная или вокальная музыка для небольшого состава исполнителей: сольные сочинения, различного рода ансамбли (дуэт, трио и др.), романсы и песни. Камерная музыка развилась рядом с оркестровой с XVI столетия ...

Принципы подбора репертуара в детском хоре
Чтобы правильно подобрать репертуар дирижёр должен помнить о задачах, поставленных перед хором и выбранное произведение так же должно быть направлено на отработку некоторых новыков. Репертуар должен отвечать таким требования: 1) Носить ...

Заключительный этап творчества
Творческую эволюцию Микеланджело – живописца завершают фрески, исполненные для капеллы Паолины в Ватикане на сюжеты «Обращение апостола Павла» и «Распятие апостола Петра» (1542-1550). В них еще более усиливаются ноты трагедийности. Еще ос ...

ИНТЕРЕСНОЕ

Народные промыслы

Произведения русского народного искусства могут многое рассказать о русском характере...

Музыка как вид искусства

Народное творчество вообще и народная музыка в частности, зародившееся в древности...

Навигация