В 20-е годы монастырь служил местом ссылки известного иерарха русской православной церкви митрополита Петроградского Ивана Семеновича (Иосифа) Петровых.
Немалую роль в переоценке ценностей в обществе сыграли различные советские организации: в 1925 году действовала (хотя пресса отмечала неудовлетворительную работу) ячейка Союза воинствующих безбожников (СВБ). Устав СВБ провозглашал "борьбу с религией во всех ее формах, как тормозом социалистического строительства и культурной революции". Ячейки создавались на фабриках, заводах, госучреждениях, колхозах и хуторах. Членами могли быть гр-не с 14 лет, порвавшие с религией, создавались даже Юные безбожники с 8-ми лет без права голоса. Основным доходом для деятельности служили членские взносы19 - вероятно это служит причиной плохого функционирования ячейки в Устюжне. Да и люди не торопились отрекаться от Бога, что подтверждает выводы А.Ю.Хрусталева.
Тем не менее идеологическая борьба продолжалась, и в прессе ("Устюжанин", "Знамя юности" в 20-е гг., «Вперед" в 30-е гг.) постоянно присутствуют статьи антирелтигиозного характера ( о пьянстве священнослужителей, о том, как обманывают в проповедях и т.д.), причем недоверие испытывали и приверженцам других конфессий. Например, разоблачающий материал в газете «Вперед!» за 1936 г: «Иван Соболев, сектант-евангелист, ходит со смиренным видом и говорит о любви. Однако это не мешает ему зверски обращаться с лошадью».20
Молодежь активно действовала и в создании собственных организаций: в 1918 году создается ячейка Российского коммунистического союза молодежи (Комсомол). Посредством массовой культурно-просветительской работы (в годы разрухи - 20-е годы устраивались спектакли, митинги, работа 1918-1921гг. в "Знамя юности") активно привлекалась беспартийная молодежь, а "революционные пьесы имели шумный успех у сельских жителей".
Также Комсомол боролся за права молодого поколения, которое в 20-е годы привлекалось к тяжелым трудповинностям в сельском хозяйстве, где тогда существовали неудовлетворительные условия труда.21
Страницы местной прессы исследуемого периода пестрят сообщениями об успехах советского хозяйства, об улучшении жизни тружеников села и города, напротив, о мировом экономическом кризисе 1929-1933 годов за рубежом и недостатках капиталистической модели развития экономики. Это порождает иллюзию благополучия жизни населения, и можно сделать неверные выводы. Следуя газетным сообщениям, ценностью для индивида становилось, например, перевыполнить план по севу или надоям, воспитать детей, которые служили бы делу партии (например, утверждение тракториста Левина в газете «Вперед!» за 1938 г : «Когда мне удавалось вместо 3.5 га вспахать 4-5 га, я переживал огромную радость. А так как таких дней в году было немало, то значит, я жил неплохо» 22).
В то же время хозяйственные успехи, достигнутые уже к середине 1930-х годов, внушали оптимизм не только властям, но и простым труженикам. Ведь поколение, не видевшее ничего хорошего при Николае П, испытавшее ужасы Первой мировой, революции и беды Гражданской войны, получило от советской власти новую веру, совершенно другие нравственные идеалы, отличные от тех, что были при царе.
В бытовом отношении ситуация в городе постепенно менялась к лучшему.
Если «после революции город поражал своей неприглядностью», старики «вспоминали осеннюю темень улиц, кое-где освещаемых керосиновыми и газовыми фонарями» 23, то в 30-е годы город получил коммунальную службу, налаживалось освещение сначала правой, а затем, в 30-е гг, - левой (относительно реки Мологи) части города. В 1934 г. На одного горожанина приходилось в среднем по 6.5 кв.м. жилплощади.24 В то время это были сравнительно неплохие условия.В городе имелась баня, так как в 30-е годы еще не было водопровода, но поначалу с малой пропускной способностью. Ижинская гидроэлектростанция обеспечивала мощностью 55 кВт только организации и несколько домов( затем была построена более мощная - до 350 кВт).
Еще по теме:
История и культура России в конце xix–начале XX в
Обстановка в России на рубеже веков отличалась крайней напряженностью. Сложный клубок создавшихся противоречий – экономических, политических и социальных – между самодержавием и либеральной интеллигенцией, помещиками и крестьянами, фабрик ...
Многообразие концепций культурно-исторического развития. Типология культур
и цивилизаций
Попытки изучить все основные исторические типы и формы культуры человеческого общества привели к появлению различных концепций культурно-исторического развития. Первая группа таких концепций основана на идее целостности всемирной истории ...
Краткая предистория образования города
Набережные Челны (Яр Чаллы) - город с богатым историческим прошлым. Первые поселения, как показывают археологические раскопки, в этом крае основаны племенами срубной культуры еще в середине III тысячелетия до нашей эры, в эпоху бронзы.
С ...