Материальная и духовная культура Устюженского края в 1920-1930 годах

Культура и искусство » Материальная и духовная культура Устюженского края в 1920-1930 годах

Страница 6

В 20-х годах велика была беспризорность (в 1924г - 480 зарегистрировано, в т.ч. 100 - круглых сирот). Через приемник Устюженского отдела народного образования прошло тогда 54 чел. В 3-х детдомах содержалось 88 детей. Положение в детдомах и школах было плохим: дети «абсолютно голодали», содержались в душных, не отремонтированных помещениях, плохо снабжались одеждой и обувью. Сельсоветы ходатайствовали о материальной и экономической помощи в Губернские органы и Уотнаробраз.42

В 1924 году в связи с разрухой была введена платность для школ 1 и 2 ступени.

В области качества образования в 1924 г «положение дела с учебно-образовательной работой, несмотря на недостаток письменных принадлежностей, удовлетворительное». Использовали разнообразные методы работы: «экскурсионный метод, иллюстративный метод, метод заданий, моделирование, лепка, рисование и др. теперь уже не редкость». «Общественно-политическое воспитание осуществляется путем разработки и освежения вопросов современности беседами на общественно-политические темы, устройства в школах революционных вечеров и праздников, путем использования газетного материала». Отмечалось, что «историзм, процветавший в школах, сведен сейчас к минимуму», «программы по обществоведению построены на современности». Большое внимание уделялось физическому воспитанию (организовались подвижные игры, имелся спортклуб «Спартак»).43

В 30-м году было 75 школ 1 ступени (четырехлеток) и 1 школа 2 ступени(семилеток), началась работа по начальному всеобучу, завершившаяся в 34-м году. Тогда было уже 54 начальных школ (4 класса), 15 неполных средних (1-7 кл), 1 средняя школа (5-8 кл).44

Положение постепенно налаживалось, "школы перешли на работу по стабильным программам и стабильным учебникам", при школах развертывали подсобные хозяйства, где велось самое настоящее крестьянское хозяйство: сеяли зерновые, разводили скот и птицу, занимались пчеловодством. Благодаря этому в 47 школах обеспечивались горячими завтраками 4580 учащихся.

Что касается положения учителей, пресса отмечает как общую нехватку кадров, так и случаи пропусков занятий, небрежного отношения к профессиональным обязанностям, а также низкий уровень квалификации педагогов. Но ситуация улучшалась, и, если в 1928 году было 111 учителей, то в начале 1934г - 292 педагога.45 Улучшение материального состояния постепенно решало проблему кадров.

Если смотреть на образовательный ценз, то и в 1924, и в 1934 годах около 70% имели среднее или среднее специальное, и только 10% - высшее образование, остальные – начальное.46 Проблема повышения квалификации стояла остро.

Сеть полит. и культ. просветучреждений района представлена так: 86 красных уголков, 1 райполитцентр( велась марксистская работа), 1 киностационар(позже еще 1), 11 кинопередвижек( затем - 6), 22 изб-читален,17 библиотек сельских и 1 - центральная(в 1936г - 13897 книг), действовали Народный театр, Краеведческий музей.47Сеть постоянно расширялась за счет изб-читален и красных уголков.

В годы гражданской войны и голода 1921-1922гг. ситуация со здравоохранением была довольно сложной. В 1921-1923гг свирепствовала эпидемия сыпного тифа и оспы. На борьбу были брошены все силы, делались прививки, соблюдался жесткий карантин. Несмотря на это болезнь унесла нескольких человек врачей и медперсонала. Самоотверженным трудом и общими усилиями в 1923г эпидемию победили.

В 1934 году в районе действовало: 2 больницы (на 100 коек), 5 амбулаторий(2 - в городе, 3 - на селе), 1 женская и детская консультация, 6 фельдшерско-акушерских пунктов. Медперсонал составлял 106 человек, в т.ч. 12 врачей и 1 зубной, отмечается, что в 1934 г. была крепкая санитарная организация. Был собственный санитарный врач, делались бесплатные прививки от оспы, причем прямо на квартире квартальных, имелась бактериологическая лаборатория.48

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Еще по теме:

Отношения норм морали и норм права
Для того чтобы существовать в социальном мире, человеку необходимы общение и сотрудничество с другими людьми. Но существенным для реализации совместного и целенаправленного действия должно быть такое положение, при котором люди имеют общ ...

Конституция Украины от 28 июня 1996 года о развитии культуры
Статья11. Государство содействует консолидации и развитию украинской нации, её исторического сознания, традиций и культуры, а также развитию этнической, культурной, языковой и религиозной самобытности всех коренных народов и национальных ...

Сущность и значение культуры
Сущность культуры заключается в том, что она составляет фундаментальное, определяющее измерение человеческой жизни, воплощает собственно человеческий способ существования. В массовом сознании утвердилось представление о культуре как об о ...

ИНТЕРЕСНОЕ

Народные промыслы

Произведения русского народного искусства могут многое рассказать о русском характере...

Музыка как вид искусства

Народное творчество вообще и народная музыка в частности, зародившееся в древности...

Навигация