Римская космогония была неразрывно связана с эсхатологией. Как это ни парадоксально, столетиями римляне были одержимы идеей «конца Рима» и стремились обрести, как пишет М. Элиаде, систему его «renovatio» (обновления). Существовало древнее предание, по которому были положены пределы существования города. Произошло это в момент его основания Ромулом. Миф повествует о том, что Ромул увидел на небе двенадцать орлов. И это знамение давало ему право заложить новый город. Однако орлы открыли Ромулу тайну. Время существования города не вечно. Город будет стоять «мистическое» число лет, соответствующее числу орлов. Вслед за тем наступит «Великая Година», содержащая знамения наступления конца Рима. На ее исходе произойдёт всемирный пожар, о котором яко бы пророчествовали «Сивиллины книги», и который уничтожит Рим.
Несколько раз в ходе своей многовековой истории римляне испытывали ужас от мысли о неизбежности гибели великого города. Первоначально полагали, что увиденные Ромулом двенадцать орлов символизируют сто двадцать лет, отпущенных Риму. Однако, по прошествии этого срока, его жители облегчённо вздохнули. Тогда был определён иной срок, в котором каждый год жизни бык равен одному дню. Прошло ещё 365 лет, и появилась уверенность в том, что «Великая година» откладывается на более позднее время. Судьба даровала Риму иную «Великую Годину», составленную из 12 месяцев по 100 лет.
Каждый раз, когда история Рима приобретала масштабы катастрофы, его жители вспоминали про «Великую Годину», пологая, что она приближается к своему завершению. Когда Цезарь перешёл Рубикон, было возвещено о начале космическо-исторической драмы, которая положит конец Риму.
Страхами по поводу грядущей судьбы Рима пронизана «Эпода ХVI» Горация. Исходя либо из расчётов «жизни» Рима, либо из доктрины космическо-исторических циклов, которая также была влиятельна в римской мифологии, римляне были убеждены в том, что город должен исчезнуть до наступления Нового Века («Нового Эона»).
Утвердившаяся после долгих и кровавых гражданских войн империя Августа установила «Вечный мир» («pax aeterna»). Страхи, порождённые двумя эсхатологическими мифами - «веком Рима» и «Великой Годиной» тогда показались лишёнными почвы. Август как бы вновь основал Рим, и больше не нужно было опасаться за его жизнь и судьбу. Именно поэтому поэт Вергилий заменяет «Век Солнца», за которым должен был следовать всемирный пожар, «Веком Аполлона», наступившим без потрясений. В «Энеиде» Юпитер уверяет Венеру в том, что не назначал римлянам никаких временных или пространственных пределов. «Я даровал им бесконечную империю». Так Вергилий силой своего таланта развеял ещё бытовавшие страхи римлян перед неминуемым «концом света».
После появления «Энеиды» Рим был провозглашён «вечным городом» («urbs aeterna»), а Август - его вторым основателем. Дата рождения города - 23 сентября - стала рассматриваться как отправная точка той Вселенной, чьё существование Август спас и лик которой полностью изменил. Позже была высказана мысль о том, что Рим будет обновляться регулярно, существуя вечно. Таковы особенности римской эсхатологии, составляющей важнейшую часть той символической картины мира, центром которой был сам город Рим.
Еще по теме:
Экономические
предпосылки и социальные функции «массовой» культуры
Истоки широкого распространения массовой культуры в современном мире кроются в коммерциализации всех общественных отношений, на которую указывал еще К. Маркс в «Капитале». В этом сочинении К. Маркс рассмотрел через призму понятия «товар» ...
Литературный музей
Красноярский краеведческий музей ознаменовал рубеж тысячелетия созданием литературного музея. Официальное открытие состоялось 18 января 2000года.
Музей располагается в уникальном памятнике архитектуры – в деревянном особняке в стиле моде ...
История развития украинской национальной культуры
Украинцы начали развивать свою национальную культуру задолго до принятия христианства. Вместе с христианством Византия принесла нам свою культуру, но и сейчас в обычаях и устном народном творчестве встречается староукраинская дохристианск ...