Однако мышление гомосапиенса создало образотворчество – механизм, который не только регулирует поведение человека, но и развивает способность к членораздельному языку, графической деятельности, обобщению и образно символическому отображению света, благодаря чему человек осмысливает и выделяет свою причастность к окружающему миру и свое место в нем. Образотворчество – вершина первобытного синтеза человеческой деятельности. Представление человека о цельности природы, ее «оптимуме» или «экономности», которые в современных науках зафиксированы общими законами, в момент появления науки были выражены своеобразно в изобразительной деятельности.
Эта изобразительная деятельность являет собой достаточно сложную и глубокую специфическую форму «удвоения мира» в исторических условиях древнекаменного века, когда окружающая среда постигалась с помощью символического использования объема, линии и цвета. Следует отметить, что наукой до сих пор окончательно не решен вопрос происхождения изобразительной деятельности, о живописи, ее возникновении. В связи с этим заслуживает внимания подход А. Д. Столяра, который анализирует так называемые «медвежьи пещеры», где находятся собранные неандертальцами черепа и конечности медведя, и показывает на изобразительную природу, символический характер этих комплексов. Развитие изобразительной деятельности происходило по схеме: от натурального макета животного через скульптуру, которая передавала образ зверя, к плоскостным рисункам на глине, которые отвечали образно абстрактному аспекту первобытного мышления. В результате анализа древнейшей изобразительной деятельности А. Д. Столяр делает вывод, что «между конкретно образным и абстрактным типами мышления словно сами собой возникают первые контуры образно абстрактного мышления, что переходное по своему характеру, оправданного как логикой развития, так и фактами». Важно не только то, что изобразительная деятельность дала возможность осуществить переход от конкретно образного типа мышления, но и то, что в ее основе заключается принцип пропорции, принцип ровной перемены и геометрического подобия – отображение и повторение общего принципа природы, который стал одновременно принципом познания и творчества.
Вопрос о происхождении искусства до сих пор решается неоднозначно. Да, существует магическая концепция генезиса искусства, согласно которой источником искусства являются магические верования и обряды. С нашей точки зрения, изложенный выше материал позволяет сделать вывод о пользе следующей концепции, приведенной советским ученым Д. Угриновичем в его книге «Искусство и религия». «Хотя искусство и религия порождены принципиально разными социальными потребностями, возникли они в одночасье и реализовались сначала в единственной, не размежеванной системе духовно практической деятельности, которую являл собой первобытный мифологический обрядовый комплекс». Существенным является то, что источником эстетичного отношения к миру, сконцентрированным в изобразительной деятельности, танцах, музыке и других, служит трудовая деятельность. Однако возникновение искусства связано не только с трудовой деятельностью, но и с развитием общения индивидов. Членораздельный звуковой язык – форма высказывания логического понятийного мышления, но общение может существовать благодаря рисунку, жесту и пению, которые часто выступают элементами ритуала. К тому же следует учитывать тот важный эмпирический факт, что искусство является суггестивною формой существования социально значимой информации, которая существует в обществе, а также системы эстетичных ценностей. Этот факт играл колоссальную роль в жизнедеятельности первобытного коллектива, ведь информация, выраженная в системе эстетичных кодов, была необходима для осуществления практических коллективных действий, которые обеспечивали, в конечном счете, существование племени.
Еще по теме:
Афина Парфенос
Центральное место в композиции афинского акрополя занимает величественный храм Афины-Девы – Парфенон. Внутри здание было разделено стеной на две не равные части. В главном помещении – целле - стояла знаменитая статуя Афины-Парфенос (Афины ...
Предмет мифологического мышления и функции мифа
Для того чтобы понять, каков предмет коллективного сознания первобытного человека, как осуществляется его мышление и на что направлена его активность, надо рассмотреть жизнедеятельность первобытного общества, которая, несмотря на стабиль ...
Невьянская икона. Традиции Древней Руси и контекст Нового времени
Невьянская икона . Это словосочетание заняло ныне в уральском искусствоведческом лексиконе место рядом с такими понятиями, как пермская деревянная скульптура, каслинское чугунное литье, златоустовская гравюра на стали. А еще недавно она б ...