Высшим авторитетом, в том числе и в искусстве (здесь уместны аналогии с Византией), считался имамат («цикл имамов»). Имам – институт власти, «божественное установление» (от арабск. апаша – «стоять впереди»). Первым имамом был пророк Мухаммад, затем – его наместники халифы. Этот институт, однако, не был замкнутым. В IX-XIII вв. в связи с образованием арабского халифата мусульманские торговцы уходили далеко за его пределы, они достигали Скандинавии, торговали в славянских землях. В свою очередь русы привозили товары в Багдад, там они встречали своих соотечественников, служивших переводчиками или воинами в войске халифа (при этом все, кроме правоверных арабов, считались людьми второго сорта). Греческие и римские писатели называли мусульман сарацинами. Один из самых распространенных сюжетов мусульманского искусства (исключение, допускаемое даже в ортодоксальном исламе) – путешествие пророка Мухаммеда в сопровождении ангела Джебраила (Гавриила) на небо. Согласно 17-й суре Корана, ночью Мухаммед на сказочном коне Бураке (арабск. alburaq – «Блистающий»), «крупнее осла, но меньше мула», был чудесно перенесен из Мекки в Иерусалим, на гору Мориа, откуда вознесся к престолу Аллаха, беседовал на небе с патриархами и ангелами, а затем возвратился в свой дом, где «постель его еще не остыла, а вода из опрокинутого кувшина еще не пролилась». На иранских миниатюрах XV-XVII вв. часто изображается сцена вознесения пророка на белом коне с человеческим ликом, длинными, как у осла, ушами, хвостом павлина и маленькими крыльями на ногах. В Иерусалиме сохраняется камень – место вознесения, называемый седлом Бурака. В мистической философии белый крылатый конь трактуется как символ «божественной любви и сердечной чистоты».
Помимо книжной миниатюры и росписи тканей с VIII в. развивалась орнаментальная резьба по ганчу (гипсу) и дереву, с XII в. – по терракоте. В XIII-XIV вв. стены мечетей и своды, ниши – михрабы – инкрустировали разноцветным мрамором, смальтой и полудрагоценными камнями. В архитектуре использовали витражи, резные мраморные решетки на окнах (сравн. Индии искусство). Поливные изразцы, с глазурью ярких красного, голубого, желтого, зеленого цветов делали звездчатой формы, при соединении они образовывали сложный геометрический орнамент коврового типа. Принцип комбинаторики простейших геометрических форм, получивший столь изысканное выражение в мусульманском орнаменте – окружности, квадрата, шестиугольника, – обнаруживается и в планировке зданий, где используется модульная сетка. В этом проявляется зрелость, целостность художественного мышления. «Мусульманская архитектура, столь причудливая по внешнему виду, – писал О. Шуази, – в сущности – геометризованная конструкция. Только с помощью простого закона можно было внести порядок в сложность ее планов». Одна из священных «заповедных» территорий ислама (ал-харам) - Мекка, город близ побережья Красного моря (ныне территория Саудовской Аравии). С VII в. – центр паломничества мусульман всего мира, место, где жили (согласно исламу) Адам и Ева, родина пророка Мухаммеда. В Мекке (арабск. Makka) находится главная мечеть Мас-джид ал-Харам. На Мекку ориентированы все другие мечети мусульманского мира (ал-Кибла – «то, что находится напротив»). Молитвенные ниши мечетей (соответствующие христианским алтарям) – михрабы - указывают направление на Мекку (арабск. mach'rab от Makoraba – древнейшее название Мекки). Характерная черта мусульманской архитектуры высокие башни (минареты)
Еще по теме:
Формирование религиозных представлений
Вопрос о возникновении религии и ее влиянии на развитие общества и искусства вызывает немало споров. Ученые-материалисты обычно заявляют о наличии длительного «безрелигиозного» периода первобытной истории. Идеалисты, наоборот, как отмечал ...
Постимпрессионизм
Возникает в 80-х годах 19 века. Художники этого направления не придерживались только зрительных впечатлений, а стремились свободно и обобщенно передавать материальность мира, прибегали к декоративной стилизации. К выдающимся представителя ...
Хоровая музыка
Хоровое пение - достаточно специфическая область искусства, имеющее в своей основе идею приобщения к музыке посредством коллективного пения. Через голос человек выражает всю гамму своего чувственного мира, все богатство и разнообразие эмо ...