Их происхождение связывают с зиккуратами древней Месопотамии. В Дамаске при династии Омейядов (661-750) минареты строили квадратными в плане, в Иране – цилиндрическими. Наиболее сложную форму минареты приобрели в Египте - сочетание многогранников, меняющееся на каждом ярусе. Как предполагает О. Туази, такое чередование многогранников заимствовано египтянами-мусульманами у формы александрийского маяка, который еще существовал в то время и представлял собой «восьмиугольник, поставленный на квадрат». С 1250 г. Египет находился под властью династии Мамлюков (арабск. mam'luk - «тот, кем владеют»), потомков рабов-воинов, достигших в арабской армии высокого положения. Региональную разновидность мусульманского искусства представляют собой памятники Средней Азии XIV-XVI вв. Архитектурные памятники Средней Азии отличают геометризация форм, симметрия планировочных решений, колористическое богатство за счет применения сверкающих на солнце облицовочных изразцов. Выбеленная солнцем однообразная плоскость песчаной пустыни и безоблачный синий купол неба над головой требуют ярких красок. Под таким небом лазурь изразцов кажется еще более синей, а их поверхность отражает солнце. Форма куполов – органическая, она не конструктивна, а изобразительна и напоминает гигантские кактусы. Изредка встречаются ребристые купола, заимствованные из древней персидской архитектуры. «Рёберный» купол мавзолея Гур-Эмир в Самарканде послужил прототипом купола мечети в Санкт-Петербурге – оригинальном памятнике северного модерна. Бесконечная цепь повторений одних и тех же членений круга и квадрата диагоналями, радиусами, касательными вплоть до получения сложнейших узоров геометрического орнамента создает ощущение непрерывного движения, течения жизни:
Весь мир – поток
Метафор и символов узор
Омар Хайям.
В изделиях художественных ремесел изысканная геометрия орнаментальных построений дополняется эффектным контрастом материалов. К примеру, курсий – небольшой столик-ларец для хранения Корана – делали из латуни, инкрустировали серебром с чернью. Так же декорировали оружие, рамы зеркал, дорогие ювелирные изделия.
Первоначально на Востоке культовые здания строились в форме арабской колонной мечети. Но быстро появились иные, различные в разных странах и областях типы архитектурных сооружений. Одной из наиболее распространенных стала четырехайванная постройка, развивавшаяся как в культовом (мечеть, медресе), так и в гражданском зодчестве (дворец, караван-сарай). Это обычно большое сооружение с прямоугольным внутренним двором, с каждой стороны которого возвышается высокий стрельчатый айван — сводчатый зал, открытый с одной стороны во двор. Мощные пилоны айванов, поддерживающих арки, образуют величественные прямоугольные порталы. Самый крупный по размерам портал, украшенный по бокам стройными минаретами, возведен на главном фасаде здания. Наряду с четырехайванной композицией распространение получили и простые портально-купольные постройки, сочетающие портал и замкнутый куб здания, увенчанный куполом. Воздвигались также стройные круглые минареты, мавзолеи с шатровым покрытием.
Огромная роль принадлежала орнаменту, покрывавшему большие архитектурные плоскости. Первоначально орнамент, исполненный из кирпича и резных терракотовых плиток, был монохромным. Но с 12 в. стали применять облицовку ни красочной керамической мозаики и ярко расписанных глазурью плиток. Архитектурный декор отличался обилием мотивов и форм растительного и геометрического узора, богатством ритма, звучностью цвета, где преобладали своеобразно претворенные в искусстве топа сине-голубого неба и золотисто-охряной земли.
Еще по теме:
Особенности культурной жизни
Я красотой цветов плениться не устал,
И слишком праздно потерял их сразу…
Всегда жалею их,
Но так их жаль,
Как этой ночью, - не было ни разу!
Аривар Нарихир (9 век)
Япония расположена на многочисленных (около 1000) островах Тихого о ...
История и культура России в конце xix–начале XX в
Обстановка в России на рубеже веков отличалась крайней напряженностью. Сложный клубок создавшихся противоречий – экономических, политических и социальных – между самодержавием и либеральной интеллигенцией, помещиками и крестьянами, фабрик ...
Классификация норм
I. Нормы, поддерживающие формализованный порядок как в обществе в целом, так и в соединяющих его группах. Во всяком обществе принято определенное разделение обязанностей, например, мужчины должны выполнять сложные технические работы и сл ...