Первый большой успех театра состоялся в дни Декады казахской литературы и искусства в г. Москве в 1936 году. С большим успехом прошла опера «Кыз Жибек» с Куляш Байсеитовой в главной роли. Певица получила необыкновенное признание. Все газеты пестрели восторженными откликами о новом театре и его певцах. Куляш Байсеитовой, первой певице-казашке было присвоено звание народной артистки СССР. Для пополнения театра новыми более профессиональными кадрами, были созданы национальные балетные, вокальные и драматические отделения в Московской консерватории и других учебных заведениях России. Их выпускники: Байгали Досымжанов, Ануарбек Умбетбаев, Ришат и Муслим Абдуллины, Шабал Бейсекова, Каукен Кенжетаев, Мукан Тулебаев и другие. В 1941 году театру было присвоено почетное звание Академический.
В годы войны театр разделил с народом все его тяготы. Тем не менее, несмотря на все сложности, было закончено строительство нового здания театра, 1944 г. – ознаменовался рождением казахской оперы «Абай» А. Жубанова и Л. Хамиди, либретто М. Ауэзова. Это, несомненно, большая творческая удача, ставшая основной в репертуаре театра и по сей день. К 100‑летию великого казахского просветителя, философа, гуманиста, поэта Абая Кунанбаева, театру оперы и балета было присвоено имя Абая. Художественное руководство театра большое внимание уделяло репертуару. Ставились как русские, европейские так и казахские оперы. Многие из них сошли со сцены, не выдержав проверку временем. Другие напротив вошли в «золотой фонд» казахской музыки, такие как «Бижан и Сара». Примечательно, что в те годы такие спектакли как «Евгений Онегин», «Чио-Чио-сан» и другие шли на казахском языке.
50‑е годы ознаменовались появлением профессиональных музыкантов, получивших специальное высшее образование Ермек Серкебаев, Роза Джаманова, Эра Епонешникова, З. Райбаев, С. Кушербаева, началась новая страница истории театра. Постепенно от роли к роли, от образа к образу, совершенствуя свое мастерство, приобретая опыт они стали «звездами» оперного и балетного жанра, признанными мастерами сцены, любимыми народом. С большим успехом они выступали не только в нашей стране, но и во многих странах мира. Пройдя большой творческий путь, обладая огромным сценическим опытом, они и по сей день, являются наставниками и консультантами в театре. Все время шла работа над новыми постановками. Это «Дударай», «Толеген Тохтаров», «Галька», «Проданная невеста», «Трубадур», «Царская невеста», «Травиата», «Севильский цирюльник», «Риголетто», «Снегурочка», «Руслан и Людмила», «Морозко», «Чародейка», «Демон», «Ромео и Джульетта», «Дон Жуан», «Богема», «Сказки Гофмана» и другие.
На репертуаре театра не могли не отразиться все исторические, политические и экономические события нашей страны. Были годы великого энтузиазма, был и застойный период. Сыграло роль и перестроечное время, время переходной экономики и политики.
В 2000 г. завершилась генеральная реконструкция ГАТОБ им. Абая. Созданы благоприятные условия для работы коллектива. Сегодня на сцене знаменитого театра, продолжая его богатые традиции, блистают такие, молодые певцы как Н. Усенбаева, Д. Баспакова, М. Мухамедкызы. А также другие известные солисты как Б. Скаков, Ш. Абилов, М. Шалабаев, Л. Дороховская, Л. Альпиева, Д. Сушков, К. Саркытбаева, У. Кенжебеков, С. Ищанова и другие. Современный Казахский государственный академический театр оперы и балета имени Абая является флагманом музыкального искусства Казахстана. Созданный на базе небольшой музыкальной студии, в настоящий момент он представляет собой крупнейший театр Евразийского пространства.
Творческий коллектив театра включает в себя оперную и балетную труппы, хор, симфонический оркестр. Для функционирования творческого процесса театр имеет различные технические и производственные цеха и службы. Репертуар театра обширен, богат и разнообразен. Он включает в себя около 40 оперных и более 20 балетных спектаклей западноевропейских, русских, казахстанских композиторов, а также произведения для детей и юношества. В составе творческого коллектива театра – прославленные мастера сцены и молодые таланты-лауреаты различных престижных, международных конкурсов, получившие мировое признание.
Еще по теме:
Конец жизни
Во Франции Леонардо почти не рисовал. У мастера онемела правая рука, и он с трудом передвигался без посторонней помощи. Третий год жизни в Амбуазе 67-летний Леонардо провел в постели. 23 апреля 1519 года он оставил завещание, а 2 мая скон ...
Техника выполнения Петриковской росписи
Мастера Петриковской росписи используют разнообразные материалы и приспособления – самодельные кисти, пипетки, соски, ватные палочки, зубочистки, беличьи кисти и просто пальцы мастера. Для работы нам понадобится: гуашь, клей ПВА, карандаш ...
Значение «глаголицы» в культурном развитии нашей страны
Ранее я уже говорила об образовании первых школ на Руси с появлением азбуки. По мимо глубокого влияния на социальную сферу общества, «глаголица» являлась толчок к развитию русской культуры.
Но как? Ответ очень прост. С появлением письмен ...